Вопросы к Юристу

Репатриация и жизнь в Израиле

Существуют два основополагающих момента, определяющих где и у кого человек страхует машину - это цена на страховку и качество получаемого обслуживания при наступлении страхового случая.

Важно помнить, что предоставление правдивой информации о безаварийности в течении последних трех лет вождения, о возрастах водителей и об их водительском стаже обеспечит владельцу автотранспорта беспроблемное получение компенсации при наступлении страхового случая.

Владение машиной в Израиле

Прошло два года с того момента, как я купил машину, поэтому попробую осветить основные моменты, связанные с владением и использованием автомобиля в Израиле.

Пожалуй, ключевым вопросом является стоимость владения автомобилем. Отбросим сейчас цену самой машины и сосредоточимся на всяких сопутствующих расходах, рассматривая которые я попробую охватить большую часть темы.

Когда я приехал в Израиль, бензин стоил около 7,3 шекелей за литр 95-го. 92-го тут нет в принципе, поэтому даже те машины, которые с горем-пополам в России заправляют им, тут заправляют 95-м. 98-й бензин есть но, что называется, не на каждом углу продается. Т.е. на самом деле продается он наверное на всех мало-мальски приличных заправках, но, как правило, есть только на одной-двух колонках, да и там то пистолет сломан, то еще что. Это в принципе не удивительно, если учесть, что дорогих машин, которые требовали бы 98-й бензин, в Израиле довольно мало. Так вот, сейчас литр 95-го стоит примерно 5,8 шекелей. Т.е. он подешевел процентов этак на 20 как минимум. Все это случилось благодаря падению цен на нефть. Впрочем, поскольку огромную долю в цене бензина составляет государственный акциз, даже если нефть начнут раздавать бесплатно, за бензин платить мы будем шекеля 4 все равно.

Автомобилей с дизельным двигателем не очень много, как правило, речь идет о такси. Вроде бы, не знаю правда это или нет, на дизельные машины более высокий налог.

Кстати, на бензоколонках есть два тарифа на топливо - один при самостоятельном обслуживании, другой - когда машину вам заправляют (чуть дороже). Чаевые (как это бывало в России) вроде как давать заправщику тут не принято, хотя конечно никто от них ни разу не отказался.

Налог на машину вы платите раз в год. Причем, этот год считается от месяца выезда автомобиля на дорогу, в его бытность новым. Т.е. если вы в мае купили машину, которой было 4 года и 10 месяцев (от момента ее покупки первым владельцем), в июле вам придется заплатить на нее налог. Налог на обычную машину составляет порядка 2000 шекелей.

За несколько месяцев до очередной "годовщины" начала эксплуатации автомобиля, по почте вам придет письмо. Там будет штука под названием "ришайон рехев" (нечто сходное по функции с пластиковым свидетельством о регистрации ТС в РФ), совмещенная с квитанцией на оплату. Вы оплачиваете её и едете на техосмотр, где вам в этот самый "ришайон рехев" должны поставить печать об успешном его, техосмотра, прохождении.

Техосмотр в Израиле делают на специальных лицензированных сервисах. Тут с вас не будут вымогать взятку, но докопаться до вас могут, если найдется подходящий повод. Сделать это могут из любви к искусству, либо в том случае, если за углом есть гараж условного Ахмеда, в котором вам быстро устранят неисправность. По слухам, некоторые претензии могут быть слегка притянуты за уши, поэтому прохождение техосмотра на старой машине может быть не самой приятной процедурой.

В принципе, если вы не уверены в состоянии своего автомобиля, возможно стоит заехать на обычный сервис и попросить проверить машину и, при необходимости, исправить неполадки. Также, некоторые сервисы за дополнительную плату могут отвезти вашу машину на техосмотр вместо вас. В первый раз я выбрал этот путь. Во второй поехал сам.

В пятницу утром я приехал на сервис, отстоял очередь из нескольких автомобилей, после чего мою машину довольно быстро проверили на всяких умных штуках - содержание CO в выхлопе, тормоза, свет. Затем был последний этап, когда выполняются проверки "на глаз". У меня нашли один недостаток - не горела лампочка, освещающая номер. Мне сказали поправить это и возвращаться сразу на этот этап проверки. Рядом как раз находился сервис, в котором я обычно обслуживаю машину, а потому я быстренько туда доехал, там мне бесплатно поменяли лампочку и я вернулся, получив печать на "ришайон рехев" и наклейку на стекло. Всё мероприятие заняло у меня около часа и стоило что-то вроде ста шекелей. Но это удачный вариант, проблем может быть несколько больше.

Если у вас новая машина, то тут все довольно понятно. Или вы едете к официальному дилеру (если она ваша) или ее обслуживанием будет заниматься лизинговая компания (если машина у вас взята в лизинг). С подержанной машиной вам дорога в какой-нибудь автосервис. Некоторые продолжают обслуживать машину у официального дилера, но это во-первых дороже, а во-вторых все равно особо ничего не гарантирует - их основные клиенты - это люди у которых еще есть гарантия и которые вынуждены обслуживать машины у них, поэтому и отношение, по моему опыту, соответсвующее.

В Израиле я один раз возил свою машину к официальному дилеру. Я как раз переехал в Холон из Нетании и еще не успел выбрать тут сервис. К тому же, проблема касалась тормозов и я решил спокойствия ради попробовать официальный сервис. Приехал я утром в пятницу - народу масса. Подождал (довольно долго, кстати), пришел менеджер, начали с ним обсуждать подробности. Я говорю, что мол скорее всего проблема в передних тормозах. Не могли бы вы, говорю, посмотреть все ли с ними нормально и если не нормально - поменять что требуется. Нет, отвечает. Мы или будем менять сразу что скажете (а я говорил что возможно это колодки) или делать диагностику, а потом скажем, что надо делать. Но диагностика за деньги, однако если бы я после диагностики сказал менять, то, что они найдут, она стала бы бесплатной. Слово-за-слово, я оказался уже в ремзоне, где мы с менеджером сравнивали стоимость официальных тормозных колодок и дешевых. Досравнивались до того, что я сказал, что хочу, все же, начать с диагностики (что-то вокруг 150 шекелей, если не путаю). Я отдал им машину и пошел прогуляться вокруг. Буквально рядом я наткнулся на частный автосервис и спросил, что они думают о моей ситуации и сколько будет стоить сделать то, что предлагают официалы. Понятно, что у частников было дешевле, но из-за стоимости диагностики, которая могла снизиться до нуля, выгоднее было бы поменять колодки у официального дилера. Я решил, что так и поступлю. Спустя некоторое время, раздался звонок от менеджера. Он сказал, что проблема на самом деле в задних тормозах. Я переспросил несколько раз на разных языках и, положившись на свою интуицию и пусть и довольно примитивное, но всё же имеющееся понимание работы автомобиля, сказал, что мы ограничимся диагностикой и я сейчас приду и заберу машину.

Встретив менеджера в салоне лично, я еще раз переспросил - правильно ли я его понял, что проблема в задних тормозах. Он подтвердил. Тогда я оплатил диагностику, забрал машину и отвез её в тот частный сервис, где побывал немногим ранее. Там главный мастер (ну как я понял) сел за руль и проехался кружок по дорогам, мы обменялись впечатлениями, вернулись. Он подтвердил мою теорию, что проблема спереди и когда мы, смеха ради, глянули в бумагу диагностики официального дилера, там тоже значилось, что проблема спереди, а не сзади как они говорили.

Т.е. мне говорили что проблема сзади, ожидая что я дам добро на ремонт, тогда мне бы не отдали бланк диагностики (бесплатно же). Я бы поменял задние колодки, проблема бы не ушла, я бы вернулся и поменял еще и передние (хотя проблема вовсе не в колодках была). Моя нелюбовь к официальным дилерам, которая была в России, теперь перекинулась и на израильские официальные сервисы.

Соответственно, во втором сервисе, мне за разумные деньги поменяли передние тормозные диски, мастер проехался со мной и убедился что все в порядке и история по починке машины в итоге завершилась успешно, пусть и с небольшими излишними финансовыми потерями.

Я же, когда подошло время делать техобслуживание автомобиля, уже знал куда ехать - в тот сервис, который себя зарекомендовал наилучшим образом в ситуации с тормозами. Стоимость техобслуживания (масло, фильтры - стандартный набор) составляет от 500 до 700 шекелей за обычную машину. При этом, как в этом сервисе, так и в том, в котором я обслуживал машину, живя в Нетании, затем всякие мелочи (долить масло, поменять лампочку и т.п.) мне делали бесплатно.

В Израиле довольно дорогие запчасти. Когда я разбил пластиковую защиту картера, за новую в сервисе у меня попросили тысячу шекелей. Тысячу шекелей за кусок пластмассы! 1% стоимости собранного японцами автомобиля - за долбаный кусок пластика. В России на тот момент эта штука (неофициальная) стоила 2-3 тысячи рублей. Т.е. практически на порядок дешевле. В итоге я сэкономил порядка 300 шекелей, заказав эту защиту в США через ebay (включая стоимость самой детали, налог на импорт и доставку). Поскольку машина, больше не ломалась, других запчастей мне покупать не приходилось. Разве что покрышки и аккумулятор. Аккумулятор мне впарили в сервисе чуть дороже чем он реально стоил - проще было купить самому в том же AutoDepot (ACE). Колеса я менял в сетевой конторе CheckUp. Допускаю, что меня развели на эту покупку. Я приехал к ним сделать развал/схождение, но они сказали что мои колеса такие ужасные, что им прямая дорога на свалку. Ну в принципе доля правды в этом была, но все же, как мне кажется, тысяч 10 бы они еще проехали. Так или иначе, я согласился на замену колес (что-то типа 1300 шекелей за четыре китайские покрышки). Кстати, я дважды пробивал тут колеса. В России ни разу не случалось, а тут вот, пожалуйста. Первый раз это были старые колеса. За 30 шекелей мне заделали прокол. Второй раз это было уже новое колесо, но на них у меня была годовая гарантия на любые повреждения от этого самого CheckUp. Вначале я заехал на ближайший от меня на тот момент шиномонтаж, но там мне сказали, что колесо надо менять и его никак не заклеишь. Тогда я попросил (ибо пачкаться перед работой не хотелось) поставить мне запаску, после чего я доехал до одного из филиалов CheckUp, где мне бесплатно починили колесо, которое "нельзя было починить". Проездил я с заплаткой довольно много, так что видимо его правда можно было починить.

Штрафы и дорожная полиция

Не сталкивался ни с первым, ни со вторым. Так что тут мне рассказать особенно нечего. Из чужого опыта, могу сказать, что парковаться надо правильно, под камерами (да и просто так, особенно на юге страны) не гонять, на красный свет не ездить. Все банально.

Несколько раз я ездил по платным дорогам - на юг и на север по шестой трассе, а также через хайфский туннель. Еще есть быстрая платная полоса на первой трассе (в сторону Тель-Авива), но по ней ездить не приходилось. Есть разные варианты оплаты. Туннели можно оплатить на въезде, а можно проехать через въезд где камера сфотографирует машину и потом счет придет по почте. Шестую трассу оплатить на въезде нельзя, поэтому там платить нужно по пришедшему по почте счету. Есть и другие способы оплаты платной дороги (типа абонементов), но я сам не пробовал, вдаваться в подробности не буду. У этих дорог есть сайты в интернете, там можно найти подробности и заплатить по счету за проезд. Для примера, поездка из центра на север страны (до конца шестой трассы) и обратно стоила 66,46 шекелей.

В Израиле платная парковка есть в большинстве крупных городов. Правила парковки разнятся (например в Тель-Авиве не житель города не может поставить машину вечером на месте для платной парковки даже за деньги), но общий принцип такой - красно-белая полоса - ставить нельзя вообще, желто-красная - остановка транспорта (можно ставить в шабат, кроме Хайфы), сине-белая - платная парковка. В Холоне, где я живу, платной парковки, на удивление, нет, но как по мне, так ввести ее на некоторых улицах стоило бы - сейчас припарковаться там довольно проблематично. Впрочем, в Холоне все не так плохо с парковкой. Как-то я проехал километра три по Тель-Авиву вдоль припаркованных машины и ни одного свободного места не было. Или в северном Тель-Авиве, около электростанции Ридинг и парка Яркон, машин в выходные днем столько, что реально проблема припарковаться.

Внутри города платная парковка может делиться на зоны и у каждой будут свои правила (например скидка жителям города или что-то еще). Стоимость часа парковки в районе 6 шекелей (это в центре, на периферии есть дешевле). Если вы приехали на пару часов, то это не критичная сумма. Кстати, иногда есть ограничение, что даже за деньги машина не может стоять на платном месте больше нескольких часов.

Оплатить платную парковку можно несколькими способами, но самые популярные и простые - оплата на месте через паркомат (кидаешь деньги, он тебе выдает талончик, сейчас появились новые, которые еще и кредитки принимают) или с помощью приложения Pango+. Помучавшись с паркоматами я поставил себе Pango и искренне счастлив - она сама знает когда в каком городе платная парковка бесплатная, сколько можно ставить машину и так далее. К тому же там не надо заранее указывать, сколько ты планируешь стоять. Очень удобно, короче.

В принципе, если вы приехали, например, в Тель-Авив по какому-то делу на целый день, то дешевле будет найти частную стоянку, где оплату берут за целый день. Платишь 20-25 шекелей и сколько хочешь можешь гулять.

Есть еще всевозможные платные подземные и многоэтажные паркинги (иногда прилагающиеся к какому-нибудь заведению, иногда сами по себе) с почасовой (поминутной) оплатой. Цены там примерно такие же как у муниципальной платной парковки, но там, как правило, есть место. Берешь талончик при въезде, заезжаешь, перед уходом оплачиваешь талончик в автомате, уезжаешь. Все просто. Иногда можно оплатить картой прямо при выезде, но лучше так не делать, чтобы не нервировать тех, кто будет позади вас.

В Израиле есть три основные типа автомобильной страховки. "Хова" (обязательная, покрывает лечение пострадавших граждан), "Цад гимель" (ущерб, который ты наносишь другим автомобилям) и "Макиф" (полная страховка). В моём случае всё вместе стоит около 5500 шекелей в год. Отдельно "Хова" и "Цад гимель" стоят около 2000.

Страховку тут можно сделать даже по телефону, т.е. вы сообщите номер своей кредитки, вам пришлют по почте бумаги. Удобно. Можно обращаться напрямую в страховую компанию или к агенту, который подберет для вас лучший вариант.

На данный момент я попадал в небольшие аварии несколько раз. Самое эпичное было в том случае, когда мою машину притерла дама на большом внедорожнике, объезжавшая пробку по встречной. Стоявшая в паре машин от меня муниципальная полиция лишь развела руками, хотя даже догонять даму не было необходимости - она стала в пробку через пару десятков метров. А как-то мою припаркованную вдоль дороги машину кто-то притер и уехал. Однако, водитель положил мне под дворник записку со своими контактными данными. Правильный путь решения вопросов о ДТП - обмениваться информацией друг о друге и сообщать в страховую. Полицию, если не было ущерба людям и участники согласны относительно обстоятельств аварии, закон вызывать не требует. Никто и не вызывает.

Советую купить регистратор. Обычно тут с ними ездят только "русские", но на самом деле в случае чего, в суде запись с него вполне будет рассматриваться как доказательство.

Помыть машину в Израиле можно шекелей за 10 - это будет автоматическая мойка с большими крутящимися щетками. Можно и за 60 - это с чисткой салона, натиранием машины воском, а покрышек - специальной штукой, чтобы они были чёрными. Погода позволяет мыть машину редко, т.е. если вас не напрягает ездить в пыльной машине, то можно мойку не выделять в отдельную статью расхода.

Сильно округляя, получается, что в месяц обслуживание машины, за исключением штрафов, бензина и незапланированного ремонта (а есть вещи, которые портятся как ни крути - аккумулятор, колеса и т.п. - их я бы отнес к ремонту запланированному), составляет около 700 шекелей, половина из которых - полная страховка.

Ну и напоследок - немного о некоммерческой стороне дела.

Пробки есть, но они, как правило, едут. Т.е. ситуация, когда ты за пять минут продвигаешься на пять метров - скорее исключение. Самая неприятная пробка, в которой я был, была где-то в Назарете, на узенькой улочке, на крутой горке, где передо мной ехал человек с механической коробкой передач, а потому его горелым сцеплением пахло даже мне. Впрочем, вряд ли вы часто будете ездить по арабскому Назарету. В Тель-Авиве, в том числе на шоссе Аялон, пробки обычное дело, но как правило тот же Waze довольно точно предсказывает их длительность.

Израильский стиль вождения

Здесь водят как зря. В принципе к этому привыкаешь. За счет того, что дороги, как правило, хорошие и продуманные, этот чудесный стиль вождения не приводит к массовым серьезным авариям, хотя и они случаются. Очень много двухколесного транспорта, водителей которого иначе как донорами органов назвать сложно: шашечки между машинами в исполнении гражданина на скутере - обычное явление. Желающих объехать пробку из поворачивающих по полосе, которая едет прямо - достаточно. Или тех, кто хочет проскочить за скорой помощью. Тем не менее, когда привыкнешь, начинаешь ездить по Израилю совершенно спокойно - это менее стрессовое занятие, чем езда по России.

Транспортные средства в Израиле

В Израиле можно найти разнообразные средства передвижения, в частности:

  • самолеты,
  • поезда (или электрички),
  • автобусы,
  • маршрутки,
  • такси,
  • авто,
  • зеленые велосипеды.

Касательно наиболее удобного и надежного вида транспорта – автомобиля, то его можно купить или взять напрокат.

Приобрести авто можно двумя способами: купить новую машину в салоне либо воспользоваться вариантом покупки подержанного авто у частных лиц или дилеров.

Как купить новую машину в Израиле

Конечно же, гораздо приятнее и надежнее купить новое авто в Израиле. Наиболее широкий ассортимент моделей автомобилей разных производителей можно найти в салонах автодилеров, которые есть в любом крупном городе. Здесь обычно продаются самые известные и популярные марки, на которых, кстати, обязательно предлагают совершить пробную поездку.

Приятным бонусом является то, что автомобильные салоны предоставляют различные льготы для ряда клиентов, в частности, для репатриантов. Например, первые 3 года машина будет находиться на гарантии, а, значит, обслуживать ее в техническом плане будет дешевле, что избавит от проблем в случае поломок и неполадок.

Если ассортимент, представленный в автоцентре, не удовлетворяет требованиям покупателя, дилер предлагает ознакомиться с моделями из автокаталога, то есть с машинами, которых в салоне нет в наличии, но на которые можно сделать специальный заказ.

Как купить подержанный автомобиль

Достойные внимания авто можно также найти в:

  • газетах (в рубрике «Купить автомобиль»),
  • специальных справочниках подержанных машин.

По сути, такие справочники являются официальным прейскурантом, где представлены цены на подержанные авто, а также указан возраст транспорта. Местные жители называют их «мехирон». Выпускаются справочники ежемесячно и продаются в каждом газетном киоске.

Многие боятся приобрести машину с дефектами, однако этого можно избежать. Купить машину в Израиле с пробегом может быть довольно просто, если внимательно выбирать автомобиль и знать некоторые нюансы. Сначала нужно не спеша осмотреть транспорт изнутри и снаружи (обратить внимание на потертости внутри салона, на руль, педали и т. д.). Делать это нужно с видом человека, хорошо разбирающегося в машинах. Затем обязательно следует лично протестировать машину, в крайнем случае, поехать в транспортный сервис.

Окончательную стоимость авто можно обсуждать только после пробной поездки. Если возникли сомнения, купить или не купить, лучше не торопиться.

Нужно искать до тех пор, пока не будет найден подходящий вариант.

Если нужна машина последних годов выпуска, стоит заглянуть не только в интернет, но и в специальные отделы автосалонов, где производится продажа автомобилей в Израиле со вторых рук. Здесь бывшие владельцы передают свои машины салону при покупке нового авто. Так же работают отделы лизинга автомобилей, продающие машины по сниженным ценам.

Цены на автомобили в Израиле

Стоит иметь в виду, что если покупатель приобретает автомобиль в салоне, то рыночная стоимость новой машины резко снижается – примерно на 10-15% – как только транспортное средство выезжает за пределы автосалона. Кроме того, цена, указанная в каталоге, обычно является стоимостью «голого» авто, то есть в нее не входят дополнительные услуги и комплектация автомобиля. Как только просчитана полная комплектация, оказывается, что цены на машины в Израиле не такие уж и низкие.

Приобрести машину можно не только за наличные, но и в кредит с низкими процентными ставками.

Стать владельцем подержанного автомобиля можно и на Центральном авторынке, где стоимость авто в Израиле колеблется в пределах 5 400 долларов США, что равняется 2,5 среднестатистическим зарплатам израильтянина.

В целом цена автомобиля зависит от модели, года выпуска в эксплуатацию, пробега и, конечно же, состояния машины.

Бонусы для репатриантов

Израиль является чуть ли не единственной страной, где для репатриантов предусмотрена специальная программа поддержки. Пособия, льготы, скидки значительно упрощают адаптацию в новой стране, и если разобраться в них, то можно ощутить выгоды своего положения с первого дня пребывания в Израиле.

Если говорить о покупке автомобиля, то каждому, кто находится в стране согласно программе репатриации, предоставляется возможность купить новый автомобиль со скидкой.

Ее сумма напрямую зависит от автомобиля: объема двигателя, стоимости и других свойств. Можно сэкономить от 20 до 40% от базовой цены машины.

Налог и страховка на автомобиль в Израиле

При приобретении нового авто покупатель не занимается вопросами оформления, это находится в компетенции работников автомагазина. Покупку же подержанного автомобиля будущий владелец оформляет самостоятельно: с удостоверением личности и техпаспортом он идет на почту, где автомобиль переоформляют со старого хозяина (только в его присутствии) на покупателя. Там же новому владельцу выдают документы на автомобиль.

После переоформления прав владения, пользования и распоряжения обязательно нужно оформить страховку, которая в Израиле делится на:

  • обязательную (хова), без которой водитель даже не имеете права выезжать на дорогу,
  • факультативную (макиф), которая оформляется только по желанию владельца транспортного средства.

Без уплаты налога и страховки нельзя будет пройти обязательный ежегодный техосмотр, а штрафы за его отсутствие очень высокие.

Сколько будет стоить содержание авто в Израиле

Помимо расходов на покупку автомобиля, нужно учитывать стоимость страховки, составляющую 110-130 долларов США в месяц. Кроме того, немало денег уйдет и на техобслуживание (если авто подержанное, то оно обойдется в 160 долларов США за каждые 15 000 км), техосмотр (410 долларов США в год), а также расходы на мойку, стоянку, и, в случае необходимости, на покупку шин и запчастей. Однако все суммы, безусловно, зависят от стоимости автомобиля и степени его износа.

Топливо здесь, по меркам стран СНГ, также довольно дорогое, – около 1 доллара США за литр.

Прокат авто в Израиле

Прокат авто доступен лицам в возрасте от 21 до 75 лет. Для аренды необходимо предоставить паспорт, права (международные или национальные с переводом на английский язык) и кредитную карту.

Существует множество организаций по прокату авто:

  • международные компании (Budget, Avis, Sixt),
  • израильские компании (Eldan),
  • прокатные брокеры (Europcar, Economy Bookings).

Аренда небольшого автомобиля будет стоить порядка 32 долларов США в сутки, при прокате на более длительный срок суточная цена снизится.

Смотрите видео: Итоги 1 года жизни в Израиле. Репатриация в Израиль. Жизнь в Израиле. (none 2020).