Вопросы к Юристу

Ответственность за коррупционные правонарушения

Так, статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа в размере трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Административная ответственность юридических лиц, от имени или в интересах которых совершаются коррупционные правонарушения (Бессчасный С.А., Скорик В.Н.)

Обусловлено это тем, что указанные правонарушения, как правило, представляют более высокую общественную опасность, чем коррупционные преступления, совершаемые в интересах физических лиц, особенно относящиеся к «бытовой» коррупции.Если за передачу, предложение или обещание от имени юридического лица или в его интересах незаконного вознаграждения, эквивалентного сумме денежных средств до 1 млн.

руб., предусмотрен штраф в размере до трехкратной суммы незаконного вознаграждения, но не менее 1 млн.

Понятие и особенности дисциплинарной ответственности за нарушения законодательства о противодействии коррупции Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Keywords: disciplinary punishment, corruption counteraction, a disciplinary offence, public office, public official.

Дисциплинарная ответственность является разновидностью юридической ш ответственности, которая представляет собой возникающее из правонарушения I правовое отношение между государством в лице уполномоченных органов и а должностных лиц и делинквентом, на которого возлагается обязанность пре- о терпевать неблагоприятные последствия назначенного наказания1. о Институт дисциплинарной ответственности, в отличие от остальных видов с юридической ответственности, не является узкоотраслевым и распределён по трём а с отраслям права: трудовому, административному и уголовно-исполнительному. в е В свою очередь в структуре административно-правового регулирования дисци- о плинарная ответственность предусмотрена в законодательстве о государственной р службе, об образовании и о статусе судей.

Административные правонарушения коррупционной направленности (Илий С.К.)

Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деянии.В числе прочего административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положения должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку управления (регулирования).

Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения 1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения 1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.

Прокуратура Московской области

19.29 КоАП РФ привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возложена обязанность на организации принимать меры по предупреждению коррупции, за неисполнение которой должностные лица этих организаций могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Взятка явная — взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем. Взятка завуалированная — ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться.

Например, за общее покровительство по службе. ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ: Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость. Как следует из норм ст.

Практика привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц, за нарушение законодательства о противодействии коррупции

Наиболее часто применяется административная ответственность.

Административная ответственность в широком значении — это мера государственного принуждения, применяемая к лицу за совершенное им административное правонарушение, связанная с претерпеванием правонарушителем наказания в виде лишений личного, имущественного или организационного характера [2, с.

183]. Административная ответственность наступает за совершение лицом административного проступка коррупционной направленности. Данный вид ответственности налагается в виде взыскания по решению суда, либо различными административными и контрольно-надзорными органами (должностными лицами).

Административные взыскания в отличие уголовного наказания, носят менее строгий характер [3, с.

179]. В современной литературе, исходя из темпоральной (временной) направленности, юридическую ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном) [4, с.

Ответственность за коррупционные правонарушения

Мошенничество. Оно предполагает незаконное изъятие ценностей у владельца путем обмана либо злоупотребления доверием.4.

Вымогательство. При совершении этого правонарушения преступник требует от собственника передать ему какие-либо ценности или права на них, совершить в его пользу определенные действия. При этом виновный угрожает потерпевшим различными способами.5.

Как определить юридическую ответственность при нарушении закона о коррупции

· Сентябрь 13, 2017

Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 — 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 КоАП — заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32 КоАП, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица. К правонарушениям связанным с коррупцией, в соответствии с КоАП Российской Федерации, относятся следующие виды правонарушений: — отказ в представлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ)

Административные правонарушения в сфере коррупции

Именно отсутствие такой систематизации не позволяет эффективно бороться с преступлениями и правонарушениями коррупционной направленности.

«Административные правонарушения коррупционной направленности обладают меньшей степенью общественной опасности, чем преступления.

Однако это нисколько не снижает значимость деятельности по их предупреждению, выявлению и пресечению, привлечению виновных лиц к ответственности, так как именно такие правонарушения являются предпосылкой возникновения уголовно-наказуемых коррупционных деянии».

Применение норм антикоррупционного законодательства в трудовых отношениях: взгляд ВС РФ

Причем аналогичным санкциям могут быть подвергнуты и руководители нарушителя, осведомленные о нарушении госслужащим закона (, , ). Подробнее о правовых позициях судов по делам, связанным с применением законодательства о борьбе с коррупцией, – в материале.

Суды пришли к выводу о том, что антикоррупционное законодательство не ставит обязанность работодателя информировать нанимателя бывшего государственного гражданского и муниципального служащего в зависимость от того, замещал ли он на прежней работе должности, включающие функции государственного или муниципального управления организацией-работодателем, или нет (). Отметим, что под функциями управления понимаются полномочия принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений на осуществление определенного вида деятельности, либо готовить проекты таких решений ().

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

Возможность привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , согласно которому в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.2. Возможность привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные правонарушения предусмотрена и Федеральным от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которому в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо .

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в Федерального закона N 273-ФЗ.

В соответствии с данной , если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты юридической ответственности за коррупционные правонарушения

Дополнительно При решении вопросов, касающихся применения к виновным мер гражданской ответственности, необходимо учесть ряд положений, закрепленных ГК. Так, в 16 статье Кодекса устанавливается, что убытки, которые организации и граждане понесли вследствие противоправных действий/бездействия уполномоченных органов, возмещаются Российской Федерацией, соответствующим регионом или муниципалитетом. Обстоятельства, при которых может применяться гражданско-правовая ответственность, конкретизированы в статьях 1069-1071 ГК.

Общие сведения

Коррупция – это комплекс преступных действий, причиняющих ущерб авторитету государственной власти, интересам службы в госорганах, муниципальным структурам, некоммерческим и коммерческим организациям.

Коррупционные правонарушения выражаются в противоправном получении должностными лицами, уполномоченными исполнять публичные функции, благ за действия, противоречащие служебным интересам.

Классификация

Основными видами коррупционных правонарушений являются:

1. Взяточничество. Оно представляет собой получение/предоставление благ за совершение каких-либо действий вопреки интересам службы.

2. Присвоение и растрата ценностей. Такие коррупционные правонарушения имеют место в случаях, когда субъект, которому было вверено имущество, использует его в своих целях, продает, передает иным лицам или совершает с ним другие противоправные действия.

3. Мошенничество. Оно предполагает незаконное изъятие ценностей у владельца путем обмана либо злоупотребления доверием.

4. Вымогательство. При совершении этого правонарушения преступник требует от собственника передать ему какие-либо ценности или права на них, совершить в его пользу определенные действия. При этом виновный угрожает потерпевшим различными способами.

5. Злоупотребление полномочиями. Оно предполагает использование служебного положения в корыстных целях.

Коррупционные правонарушения других видов

Противоправные действия могут также выражаться в:

1. Фаворитизме. Речь о ситуациях, когда у вышестоящего служащего появляются фавориты. Они имеют ряд преференций относительно других работников. К примеру, фаворитов назначают на высокооплачиваемые должности, несмотря на отсутствие у ни достаточных навыков или знаний для исполнения соответствующих обязанностей.

2. Кумовство. Оно аналогично фаворитизму. Разница в том, что покровительство получают родственники должностного лица.

Как проводят профилактику коррупционных и иных правонарушений?

Поскольку эта сфера преступности представляет особую опасность для государства, на правительственном уровне вырабатываются различные меры по борьбе с такими деяниями.

Профилактика коррупционных правонарушений включает в себя:

1. Проведение разъяснительной работы с населением с целью формирования у граждан нетерпимости к коррупции. Субъекты должны понимать важность сообщения о совершении коррупционного правонарушения в правоохранительные органы.

2. Экспертиза нормативных актов и законопроектов.

3. Рассмотрение и анализ федеральными, региональными, территориальными структурами власти, другими органами и организациями, обладающими властными полномочиями, вопросов практики применения судебных решений по делам о коррупции. Такого рода мероприятия проводятся не реже 1 раза/квартал. В ходе исследования и анализа практики выявляются недочеты, причины их возникновения, вырабатываются методы их устранения.

4. Предъявление жестких квалификационных требований к кандидатам на замещение постов муниципальной или госслужбы, проверка информации, предоставляемой ими при поступлении на работу.

5. Установление конкретных оснований для снятия с должности лиц, причастных противоправным действиям, и мер ответственности за коррупционные правонарушения.

6. Введение в практику кадровых служб правил, согласно которым продолжительное, эффективное, безупречное выполнение профессиональных обязанностей учитывается при назначении сотрудников на вышестоящие должности, присвоении им специальных либо воинских званий, классных чинов, дипломатических рангов или при их поощрении.

7. Совершенствование деятельности институтов парламентского и общественного контроля над соблюдением положений законодательства, регламентирующих противодействие коррупции.

Немаловажное значение при профилактике имеет своевременное выявление случаев личной заинтересованности должностных лиц при выполнении своих обязанностей, конфликта интересов, а также контроль доходов и расходов муниципальных и госслужащих.

Административные санкции

Во многих нормах КоАП закреплены наказания для должностных лиц за совершение правонарушений в рамках отношений, складывающихся между гражданами и организациями с одной стороны и структурами власти с другой. Условно такие статьи Кодекса можно разделить на 2 категории.

В первую группу входят нормы, отражающие деяния, которые могут сопровождать коррупционные нарушения. К ним, в частности, относят статьи:

· 13.11 о нарушении правил сбора, распространения, использования, хранения персональной информации.

· 13.14 о разглашении сведений, доступ к которым ограничен.

· 15.21 об использовании служебной информации в корыстных целях на рынке ценных бумаг.

Во второй группе находятся нормы, имеющие прямое антикоррупционное значение. Среди них статьи:

· 19.28 за противоправное вознаграждение от имени юрлица.

· 19.29 за незаконное привлечение госслужащего (бывшего в том числе) к трудовой деятельности.

Гражданско-правовые меры

Возможности их применения рассматриваются в 2-х аспектах. В первую очередь значение имеют юридические основания для использования гражданско-правовых мер. Их определение необходимо для реализации предписаний законодательства, регламентирующего вопросы, связанные с противодействием коррупции. Во-вторых, особое значение имеет оценка ущерба, возникшего в связи с противоправными действиями, и возможность его компенсации.

Речь, в частности, о положениях 575 статьи ГК, закрепляющей ряд ограничений для отдельных категорий лиц, вступающих в отношения, связанные с дарением. Согласно норме, субъекты, находящиеся на госдолжностях федерального/регионального уровня, госслужащие, сотрудники ЦБ вправе принимать обычные подарки, стоимость которых не больше 3-х тыс. руб. Следовательно, неисполнение этого требования будет расцениваться как коррупционное правонарушение, влекущее дисциплинарную ответственность.

Дополнительно

При решении вопросов, касающихся применения к виновным мер гражданской ответственности, необходимо учесть ряд положений, закрепленных ГК. Так, в 16 статье Кодекса устанавливается, что убытки, которые организации и граждане понесли вследствие противоправных действий/бездействия уполномоченных органов, возмещаются Российской Федерацией, соответствующим регионом или муниципалитетом.

Обстоятельства, при которых может применяться гражданско-правовая ответственность, конкретизированы в статьях 1069-1071 ГК.

Основания для наказания виновных в коррупционных правонарушениях можно рассматривать и в контексте положений ФЗ № 273. Речь о деликтах, связанных с передачей имущества, акций в доверительное управление.

Международное право

Предпосылки для расширенного использования гражданско-правовых мер обуславливаются положениями Конвенции СЕ.

В ней определен антикоррупционный потенциал санкций, которыми могут пользоваться лица, ставшие жертвами коррупционных правонарушений. В качестве ключевого способа защиты выступает исковое производство. Его цель состоит в обеспечении полной компенсации реального ущерба и упущенной выгоды. Гарантии возмещения при этом связываются с возможностью привлечения к процесса государства в качестве ответчика за действия или бездействие служащего.

Введение такого механизма в отечественную правовую систему предполагает готовность национальных судебных инстанций к квалифицированному разбирательству дел о коррупции.

Смотрите видео: Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения (none 2020).