Вопросы к Юристу

Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности - Государство и право

Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях. Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.Услуги или товары могут:

  1. Не поставляться или не оказываться.
  2. Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
  3. Поставляться, однако, с завышением стоимости.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека.

Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.Важно!

Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств»

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ХИЩЕНИЯ И НЕЦЕЛЕВОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Тимченко В.А., д.ю.н.

Вершинин А.В., соискатель

НОУ «Нижегородская правовая академия (институт)»

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Формы расходов бюджетов перечислены в статье 69 БК РФ. Согласно этой статьи, предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений, средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам, трансфертов населению, ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам, инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц. Могут быть и некоторые другие формы расходов бюджетов.

Одним из наиболее опасных преступлений в сфере использования бюджетных средств является их хищение. Общее понятие хищения приведено в п.1 примечания к ст. 158 УК РФ. Под хищением в соответствующих статьях уголовного кодекса РФ понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

Из данного определения следует, что признаками объективной стороны хищения являются противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинение материального ущерба собственнику или иному владельцу этого имущества.

Обязательным признаком субъективной стороны хищения является вина в форме прямого умысла, который характеризуется осознанием виновным общественной опасности своих действий, предвидением возможности и неизбежности при-

чинения материального ущерба собственнику или законному владельцу и желанием этого. Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны хищения являются корыстные цель и мотив, которые проявляются в преследовании виновным материальной выгоды.

Оконченным хищение считается только после того, как виновный получает возможность распоряжаться похищенным имуществом, т.е. обратить его в свою пользу или пользу других лиц. До этого момента имеет место покушение на хищение.

Предметом хищения, применительно к исследуемой проблеме являются бюджетные средства в любой из названных выше форм.

По нашему мнению, главная опасность таких преступлений заключается в потенциальной угрозе невозможности исполнения государством своих основополагающих функций в области государственного управления, социального развития, обороны, охраны общественного порядка и некоторых других. Причиной этого может послужить недостаточность бюджетных средств в государственной казне, вследствие их расхищения или нецелевого использования. Таким образом, преступления в сфере бюджетных правоотношений представляют непосредственную угрозу экономической безопасности государства и как следствие - национальной безопасности.

Хищение бюджетных средств может осуществляться в различных формах, наиболее распространенной из которых является мошенничество. Согласно ст. 159 УК РФ мошенничеством признается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Следовательно, целью мошенничества может являться как хищение чужого имущества, так и приобретение права на него. Предметом мошенничества является имущество или право на имущество.

Ценные бумаги могут иметь форму документа, а также находиться в бездокументарной форме в виде записей на счетах, например в депозитарии. Объектом хищения могут и те, и другие ценные бумаги.

Формами мошенничества являются обман и злоупотребление доверием.

Обман собственника или владельца имущества, применительно к исследуемой проблеме, обычно заключается в активных действиях виновного, направленных на неправомерное завладение бюджетными средствами.

Так, например, гр. А. будучи генеральным директором «С» в 200Х году воспользовался наличием задолженности таких предприятий, как «П», «Г» и «Н» перед Дорожным фондом по налогу на пользователей автомобильных дорог. Вместе с неустановленными лицами гр. А. придумал схему взаимозачетов, в результате которых эти предприятия

должны были оплачивать строительство объекта, возводимого за счет бюджетных средств. В схеме принимали участие еще несколько компаний — ООО «А-П» и ЗАО «Ц-М», как было установлено в ходе расследования, зарегистрированные по утраченным паспортам. Эти фирмы-однодневки получали право требования по отношению к компаниям «П», «Г» и «Н», а полученные средства похищались. В результате этих действий были похищены 4 млн. руб. бюджетных средств.

Отличия хищения, совершенного путем обмана от хищения, совершаемого путем злоупотребления доверием, заключается в том, что при обмане владелец имущества сознательно вводится в заблуждение путем предоставления ему недостоверной информации о совершаемых с имуществом финансовых или хозяйственных операциях.

При хищении, совершаемом путем злоупотребления доверием, используются особые доверительные отношения между владельцем или правообладателем имущества и преступником. Такие доверительные отношения могут возникать, например, исходя из функциональных обязанностей некоторых сотрудников.

В случае хищения чужого имущества, вверенного виновному, путем присвоения или растраты уголовная ответственность предусмотрена ст. 160 УК РФ. Каждая из этих форм хищения имеет свои особенности. Объективная сторона присвоения применительно к исследуемой теме, выражается в изъятии имущества бюджетной организации, вверенного виновному и обращении этого имущества в свою пользу, либо пользу третьих лиц.

Специфика присвоения состоит также в том, что: «Определяющей особенностью присвоения как самостоятельной формы хищения является особое правовое отношение субъекта к похищаемому имуществу, которое не затрагивает экономической и юридической природы самого предмета посягательства, продолжающегося оставаться в чужой собственности»1. Имеется ввиду особенность правоотношений, заключающаяся в том, что присваиваемое имущество «вверено виновному». Причем такой характер правоотношений должен быть закреплен документально. Присваиваемое имущество является предметом преступления, а лицо, присваивающее вверенное ему имущество является субъектом преступления. Моментом окончания хищения путем присвоения принято считать момент противоправного отчуждения имущества. Применительно к бюджетным средствам, хищение в форме присвоения должно, на наш взгляд, считаться оконченным с момента незаконного распоряжения вверенным виновному лицу имуществом в личных интересах, как своим собственным.

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. - М., 2002. -С. 391.

По мнению некоторых ученых: «Специальным субъектом присвоения являются материально ответственные лица, которым непосредственно вверены товарно-материальные ценности и которые в силу этого постоянно или временно осуществляют в отношении них определенные полномочия»2. Вместе с тем, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 11 июля 1972 г. разъяснил, что как присвоение или растрата вверенного или находящегося в ведении лица имущества должно квалифицироваться незаконное безвозмездное обращение в свою пользу или пользу другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, который в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения собственника осуществлял в отношении этого имущества правомочия по распоряжению, управлению, доставке или хранению3.

Как видно трактовка присвоения Пленумом Верховного Суда СССР несколько шире и субъект присвоения не сводится лишь к материально ответственным лицам. Мы полагаем, что это более правильная точка зрения. При растрате хищение происходит также путем незаконного безвозмездного присвоения в различных формах виновным лицом вверенного ему имущества. Однако растрата, характеризуется тем, что в отличие от присвоения здесь отсутствует промежуток времени между правомерным владением и присвоением. Другими словами при растрате начало и окончание преступного деяния сливаются в единый момент времени. Поэтому хищение, совершаемое путем растраты считается оконченным в момент незаконного распоряжения имуществом вверенным виновному лицу.

Квалифицирующие признаки для ст. 159 УК РФ и ст. 160 УК РФ аналогичны. Так, в частности, законодатель в числе квалифицирующих признаков называет преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Характеристика такого признака как «группа лиц по предварительному сговору» приведено в ч.2 ст. 35 УК. Согласно данной статье, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Количество лиц здесь не указывается, однако, как следует из ч. 1 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении участвовали два или более исполнителя. Очевидно, что для целей ч. 2 ст. 35 УК РФ не-

2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева и Ю.И. Скуратова. - М., 2002. -С. 393.

3 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11.07.72 «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества»//Бюллетень Верховного Суда СССР. 1972. № 4.

обходимо применять тот же критерий количества лиц, т.е. не менее двух человек.

Предварительный сговор характеризуется тем, что договоренность о хищении бюджетных средств была достигнута до начала действий непосредственно направленных на незаконное изъятие чужого имущества. Такая договоренность может быть достигнута и на стадии приготовления к преступлению. Однако если преступный сговор возник непосредственно в момент изъятия бюджетных средств, то данный квалифицирующий признак отсутствует.

К квалифицирующим признакам относится и совершение хищения лицом с использованием своего служебного положения. Хищения бюджетных средств почти всегда совершаются лицами с использованием своего служебного положения. Это объясняется тем, что такие хищения совершаются, как правило, под видом или в процессе законных хозяйственных операций. В свою очередь совершить такие операции или дать распоряжение на их совершение могут только лица, наделенные определенными должностными полномочиями. К таким лицам могут относиться руководители или заместители руководителей организаций получающих бюджетное финансирование, использующих государственное или муниципальное имущество, главные бухгалтеры таких организаций и некоторые другие категории лиц.

Еще одним квалифицирующим признаком является хищение совершенное организованной группой. Для того чтобы отнести группу к организованной, занимающейся хищением бюджетных средств, она должна обладать рядом признаков. К их числу следует отнести: криминальную специализацию на хищении бюджетных средств, распределение функций каждого участника группы, наличие руководителя или организатора, обязательную внутригрупповую дисциплину, планирование хищений, как на длительный период времени, так и каждого преступления в отдельности. Могут присутствовать и некоторые другие признаки, но наличие вышеназванных признаков обязательно. Причем, привлечь к ответственности за хищение бюджетных средств какого-либо члена группы можно только в том случае, если он был не только осведомлен о преступлении, но и лично принимал участие в подготовке и совершении преступления.

В числе квалифицирующих признаков по рассматриваемым статьям законодатель называет также значительный ущерб гражданину, крупный размер и особо крупный размер. Поскольку хищение бюджетных средств напрямую не связано со значительным ущербом гражданам, то данный признак в отношении анализируемого предмета преступлений не применяется. Крупным размером для целей ст. 159 и 160 УК РФ признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят

тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Фактическую величину похищенного имущества следует определять отдельно по каждому преступлению, характеризующемуся самостоятельно возникшим умыслом. Вместе с тем, если имеет место единое продолжаемое хищение, состоящее из нескольких отдельных однотипных актов, которые охватываются единым умыслом, то стоимость похищенного имущества определяется путем суммирования по каждому эпизоду.

Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств предусмотрена статьей 285.1 УК РФ. В частности уголовно наказуемым деянием является расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.

Определение бюджетных средств и бюджетной росписи в соответствии с нормами БК РФ было приведено выше. Значения некоторых других терминов, названных в данной статье УК РФ, также раскрываются в этом кодексе. Так, в соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Как видно дефиниции анализируемых норм УК РФ и БК РФ в значительной степени совпадают. Однако если УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств, то БК РФ ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств. Очевидно, данные расхождения в формулировках правовых норм следует устранить. На наш взгляд более правильным является термин «использование». Использование бюджетных средств предполагает не только их расходование, но и пользование в других формах. Кроме того, и само определение нецелевого расходования бюджетных средств в УК РФ дано исходя из определения нецелевого использования бюджетных средств, приведенного в БК РФ.

Понятие целевого использования бюджетных средств раскрывается и в некоторых других нормах БК РФ. Так, статьей 38 БК РФ предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. В соответствии с данной статьей, принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей

бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В статье 163 БК РФ «Права и обязанности получателей бюджетных средств» прямо говорится о том, что получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением. При этом получателем бюджетных средств в соответствии со статьей 162 БК РФ является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

На необходимость соблюдения принципа целевого использования бюджетных средств направлена и статья 236 БК РФ, согласно которой размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом.

Вместе с тем, по мнению некоторых специалистов, четкое определение понятия «нецелевое использование бюджетных средств» в бюджетном законодательстве отсутствует. Такой точки зрения придерживается, в частности, Т.В. Антипова которая полагает, что при осуществлении государственного финансового контроля приходится руководствоваться лишь косвенным определением, вытекающим из ст. 289 БК РФ. Это по ее мнению приводит к тому, что понятие нецелевого использования бюджетных средств является чисто субъективным представлением проверяющего контролера-ревизора. В связи с чем она предлагает под нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных из федерального бюджета понимать следующее использование:

«а) направление бюджетных на цели, не определенные сметой доходов и расходов,

б) перераспределение бюджетных средств с одного кода бюджетной классификации расходов на другой без санкции главного распорядителя этих средств,

в) расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение материальных запасов, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.),

г) списание сумм произведенных расходов на расходы по бюджету без документального подтверждения экономической целесообразности произведенных расходов,

д) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета,

е) расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы расходования бензина и т.д.).

Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода нормативов, ж)

использование бюджетных средств не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении»4. Мы не можем согласиться с такой точкой зрения. Прежде всего, по нашему мнению, нецелесообразно устанавливать конкретный перечень расходов, которые следует относить к нецелевому использованию бюджетных средств. Принимая во внимание множество возможных конкретных ситуаций, заранее определить такой перечень невозможно. Кроме того, предложения Т.В. Антиповой, по отнесению определенных расходов к нецелевому использованию бюджетных средств, например, при отсутствии оправдательных документов, неоформлении или неправильном оформлении первичных документов, списании сумм произведенных расходов на расходы по бюджету без документального подтверждения экономической целесообразности произведенных расходов и др., необоснованны. В таких случаях следует вести речь о незаконном расходовании средств, а не о нецелевом их использовании.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрены различные формы финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств. Такой контроль могут осуществлять как законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления, так и органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В частности, в соответствии со статьей 265 УК РФ законодательные органы и представительные органы местного самоуправления имеют право на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении, а также на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты и иные органы законодательных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

В соответствии со статьей 266 БК РФ финансовый контроль, осуществляют также и органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, министерство финансов Российской Федерации, федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

При выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств финансовым органам предоставлены определенные полномочия по применению к виновным санкций. Так, например, в соответствии со статьей 231 БК РФ, при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов неце-

4 Антипова Т.В. «Черная дыра» в бюджетном законодательстве // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2005. - № 1. - С. 332.

левого использования бюджетных средств может осуществляться блокировка расходов бюджета.

Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Эта санкция может применяться по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета. Бюджетным обязательством, согласно статье 222 БК РФ, является признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Вместе с тем, в отдельных случаях возникают ситуации, внешне имеющие признаки нецелевого использования бюджетных средств, однако фактически нарушения законодательства не происходит. Так, например, в соответствии со статьей 237 БК РФ бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Естественно в такой ситуации нельзя говорить о нецелевом расходовании бюджетных средств.

Таким образом, при определении объективной стороны преступления предусмотренного статьей 285.1 УК РФ необходимо использовать ряд норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При определении уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств в ст. 285.1 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака. Одним из квалифицирующих признаков являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Характеристика этого признака была приведена при анализе статей 159 и 160 УК РФ.

Другим квалифицирующим признаком является особо крупный размер, который для целей данной статьи составляет семь миллионов пятьсот тысяч рублей. При этом крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

По нашему мнению разрыв между крупным и особо крупным размером неоправданно велик, вместе с тем разрыв в тяжести предусмотренного наказания за данный квалифицирующий признак не столь велик.

Так, согласно ст. 285.1 УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков, установлено наказание в виде штрафа от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При наличии квалифицирующих признаков, наказание устанавливается в виде штрафа в размере от двухсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, при превышении величины особо крупного размера над крупным в пять раз, тяжесть материальных санкций не превышает и двух раз. Поэтому полагаем, что величина особо крупного размера должна составлять не семь миллионов пятьсот тысяч рублей, а три миллиона рублей, что позволит повысить предупредительное значение данной нормы права.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Что представляет собой хищение бюджетных средств?

Хищение бюджетных средств – это кража у государства. Такие виды преступлений напрямую связаны с коррупцией и часто совершаются именно чиновниками, благодаря занимаемому ими высокому служебному положению.

Кроме того, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут быть все те, кто непосредственно контактирует с государственным финансированием. Это могут быть директоры школ, главные врачи, директоры театров и т.д.

При хищении бюджетных средств всегда причиняется крупный или особо крупный ущерб.

Государство выделяет на различные проекты, как правило, очень крупные денежные суммы. Всегда, когда деньги выделены, а сроки строительства или реализации проекта затягиваются, смета постоянно растет, имеет место быть хищение. Иногда суммы ущерба превышают миллионы или миллиарды рублей.

В УК РФ преступления, связанные так или иначе с хищением бюджета, представлены следующим перечнем:

  • Статья 160 УК РФ – присвоение или растрата,
  • Статья 159 УК РФ – мошенничество,
  • Статья 285.1 УК РФ – нецелевое расходование бюджетных средств.

Схемы хищения бюджетных средств

Мошеннических схем с государственными деньгами достаточно много. Большинство из них уже давно изучено юридической наукой и легко прослеживается в тех или иных преступных действиях. Однако, к уже существующим способам хищения постоянно появляются новые методы и схемы.

Кроме того, чтобы незаметно провернуть мошенническую схему с похищением бюджетных средств, злоумышленникам требуется продумать способ отмывания этих средств.

Ведь налоговые органы строго контролируют все денежные потоки и доходы, особенно если их значения имеют большое количество нулей.

Наиболее распространенными схемами хищения бюджета признаются следующие:

  • Хищение при осуществлении государственных закупок,
  • Хищение при проведении строительных работ по государственным контрактам,
  • Закупка товаров для государственных учреждений по завышенным ценам,
  • Незаконный возврат из бюджета НДС,
  • Хищение при реализации целевых государственных программ,
  • Хищение бюджетных средств путем увеличения цепи посредников.

После того, как деньги похищены, преступникам требуется незаметно вывести эти деньги. Для этого часто используется метод создания фирм-однодневок, через большое количество которых деньги выводятся на банковские счета и обналичиваются.

Кроме того, часто для этого используют оффшорные компания за рубежом, через которые выводятся добытые преступным путем деньги.

Присвоение и растрата бюджетных средств должностным лицом

Присвоением и растратой по УК РФ признается хищение чужого имущества, вверенного виновному. Хищение бюджетных средств регламентировано только ч.3 и ч.4 ст. 160 УК РФ. При этом присвоение и растрата – это нетождественные понятия, а скорее противоположные.

Присвоение предполагает присваивание незаконным путем бюджетных средств, в то время как растрата – это отчуждение денежных средств в пользу обогащения виновного лица.

Отличия этих двух понятий выглядят следующим образом:

  • При присвоении преступник незаконным путем овладевает чужим имуществом или собственностью и начинает им незаконно распоряжаться.
  • При растрате происходит хищение имуществ в пользу виновного лица за счет расходования или использования чужого имущества.

Ч. 3 ст. 160 УК РФ регулирует хищение, связанное с использованием служебного положения и совершенное в крупном размере. Ч. 4 ст. 160 УК РФ регулирует преступления, в которых причинен особо крупный ущерб.

Крупным ущербом при присвоении и растрате признается сумма в 250 тысяч рублей, особо крупным – в 1 миллион рублей.

Вверенным не признается имущество не на праве собственности, которое просто было передано под охрану или под присмотр конкретному человеку. Срок давности по хищению бюджетных средств установлен в 6 лет.

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Наказание за присвоение и растрату определяется исходя из квалифицирующих признаков ст. 160 УК РФ.

Если деньги присвоены или растрачены с использованием особого должностного или служебного положения, виновнику грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей,
  • Штраф в размере дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет,
  • Принудительные работы до 5 лет,
  • Лишение свободы до 6 лет.

Дополнительно к основному виду наказания может добавляться штраф до 10 тысяч рублей или ограничение свободы на непродолжительный срок.

Что грозит виновному субъекту при хищении средств в особо крупном размере? Когда в деле фигурирует причинение особо крупного ущерба, наказание назначается по ч. 4 данной статьи.

При причинении особо крупного ущерба виновному лицу грозит лишение свободы до 10 лет с применением штрафа в размере до 1 миллиона рублей.

Мошенничество с бюджетными деньгами

Хищение бюджетных средств также может быть квалифицировано как мошенничество. В этом случае, в отличие от растраты и присвоения, присутствует злоупотребление доверием потерпевшей стороны. Как правило, доверие возникает в ответ на высокое служебное положение виновника преступления.

При мошенничестве доверие потерпевшей стороны используется преступником в корыстных целях.

Хищение бюджетных средств с признаками мошенничества, как правило, квалифицируется по ч. 3 ст. 159 УК РФ. В ней закреплено наказание за мошенничество в крупном размере, связанное с использованием служебного положения.

Злоумышленнику по ч. 3 ст. 159 УК РФ грозит:

  • Штраф от 100 до 500 тысяч рублей,
  • Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет,
  • Принудительные работы до 5 лет,
  • Лишение свободы до 6 лет.

В виде дополнительного наказания к лишению свободы назначается штрафная санкция в размере до 80 тысяч рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевым расходованием бюджетных средств признается использование должностным лицом бюджетных денег на цели, которые не соответствуют условиям договоренности.

В качестве условий договоренности в таких делах выступают следующие документы:

  • Утвержденный бюджет,
  • Бюджетная роспись,
  • Уведомление о бюджетных ассигнованиях,
  • Смета доходов и расходов и др.

С точки зрения гражданского судопроизводства эти действия считаются нарушением условий договора. При этом нарушение условий договора совершено с прямым и корыстным умыслом.

Наказание по ст. 285.1 УК РФ предусмотрено следующее:

  • Штраф от 100 до 300 тысяч рублей,
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет,
  • Принудительные работы до 2 лет,
  • Арест до полугода,
  • Лишение свободы до 2 лет.

Это наказание относится к преступлениям, в которых причинен крупный ущерб. Хищение бюджетных средств в особо крупных размерах предусматривает более жесткие санкции:

  • Штраф от 200 до 500 тысяч рублей,
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 3 лет,
  • Принудительные работы до 5 лет,
  • Лишение свободы до 5 лет.

Крупным ущербом по ст. 285.1 УК РФ признается сумма в 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным – 7 миллионов 500 тысяч рублей.

Куда сообщить о хищении бюджетных средств?

О хищении бюджетных средств, равно как и о любых эпизодах коррупции, следует сообщать в органы правопорядка.

В ГУ МВД есть специальные подразделения – Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, которые занимают раскрытием именно таких видов уголовных преступлений.

Данное подразделение занимается пресечением противоправной и незаконной деятельности со стороны чиновников федеральных министерств, агентств, служб и ведомств, сенаторов и депутатов, руководителей регионов и городов, руководителей крупным коммерческих предприятий.

В Москве контакты ГУЭБиПК МВД РФ расположены по адресу ул. Новорязанская, д. 8А, стр.3. Звонить следует по номеру – 84956672020.

В каждом региональном и территориальном подразделении МВД есть такие отделения, которые непосредственно занимаются раскрытием преступлений о хищении бюджетных средств.

Судебная практика на 2019 год

Преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, по большей части, происходят в связи с неправильным применением кодов бюджетных классификаций КБК и классификации операций сектора государственного управления КОСГУ.

Примеров подобных преступлений в нашей стране более чем много. В основном они осуществляются при проведении государственных закупок, при строительстве различных объектов.

Можно вспомнить дело о реставрации архитектурных объектов в городе Санкт-Петербурге, на которую выделялись огромные средства, в то время, как качество работ оставляло желать лучшего. Тогда фигурантом дело стал заместитель главы Министерства культуры Григорий Пирумов и еще несколько высокопоставленных лиц, которые организовали преступную группировку.

Или нашумевшее дело режиссера Кирилла Серебренникова, который обвиняется в хищении 68 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета на поддержку проекта «Платформа».

В 2016 году был арестован директор Российского авторского общества Сергей Федотов. Он по заключению следователей незаконно отчуждал в свою пользу имущество, которое принадлежало РАО.

Стоит вспомнить и злополучный космодром «Восточный», который пережил все установленные рамки его строительства, так и не став завершенным объектом. Дело было возбуждено в отношении Анатолия Рязанова, которому вменяют хищение 1,18 миллиарда рублей, выделенных на строительство космодрома.

Каждый год в стране случается несколько крупных уголовных дел о хищении бюджетных средств. То и дело постоянно возбуждают материалы в отношении того или иного главы региона или города. Коррупция продолжает расцветать несмотря на активную борьбу с ней.

От хищения бюджетных средств страдают не только интересы государства, но и интересы каждого отдельного гражданина страны.

Бюджетные средства, которые должны тратиться на развитие региона, социальной сферы или здравоохранения, вместо этого идут в карман преступникам.

Виды хищения по размеру ущерба

Согласно действующему законодательству хищение в форме кражи, присвоения, растраты или мошенничества, при котором стоимость похищенного не превышает пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, является мелким и не относится к уголовным преступлениям. Оно признается административным правонарушением. Грабеж и разбой, независимо от стоимости похищенного, всегда являются преступлением.

На основании ст. 7.27 КоАП, мелким хищением чужого имущества признается хищение путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 158, ч. 2, 3 ст. 159 и ч. 2, 3 ст. 160 УК РФ, если стоимость похищенного имущества не превышает один МРОТ, установленный законодательством РФ. Мелкое хищение, таким образом, является административным правонарушением (ст. 7.27 КоАП) и характеризуется наличием нескольких признаков одновременно:

  • 1) его размер не может превышать одного минимального размера оплаты труда,
  • 2) оно может быть совершено только в формах кражи, мошенничества, присвоения и растраты,
  • 3) оно не должно содержать квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков названных выше форм хищений.

Мелкое хищение имеет значение для уголовного закона постольку, поскольку с минимального превышения максимальной границы мелкого хищения хищение перестает быть мелким, а деяние - подпадающим под административное законодательство. При этом при решении вопроса о том, какое хищение - мелкое или уголовно наказуемое - было совершено, основываясь на прямом указании закона, следует исходить только из стоимости похищенного, никакие другие его характеристики во внимание приниматься не могут.

В то же время разграничение мелкого хищения и хищения уголовно-наказуемого остается достаточно острой проблемой.

Действующий УК хищения по признаку «размера ущерба» в зависимости от вида субъекта нарушаемого правоотношения - гражданин это (частное лицо) или иной субъект - различает по двум классификациям.

Хищение имущества у частных лиц в зависимости от стоимости похищенного подразделяется на три вида:

  • - простое,
  • - причинившее значительный ущерб,
  • - и совершенное в крупном размере.

Хищение, не причинившее гражданину значительного ущерба, можно назвать простым. Простое хищение предусмотрено основными составами всех форм хищения. Минимальный размер простого хищения различен в зависимости от формы хищения. Если совершена кража, мошенничество, присвоение или растрата, уголовная ответственность возможна только при превышении одного МРОТ, при условии, что отсутствуют признаки ч. 2, 3 ст. 158-160 УК РФ, при совершении любой формы грабежа или разбоя минимальный размер хищения определяется с того размера, при котором не действует ч. 2 ст. 14 УК РФ, предусматривающая понятие малозначительного деяния.

Вторым видом является хищение, причинившее значительный ущерб гражданину. Можно назвать несколько составляющих признаков этого вида хищения:

  • 1) потерпевшим по этой разновидности хищения выступает только гражданин,
  • 2) в отличие от других разновидностей хищения, законодатель здесь говорит не о размере похищенного, а о причиненном ущербе,
  • 3) ущерб должен быть значительным,
  • 4) он определяется с учетом имущественного положения гражданина, но не может составлять менее 2500 руб.

Реальное выражение значительного ущерба будет разным для разных потерпевших, и его величина должна определяться такими сущностными характеристиками, которые индивидуализируют значение похищенного имущества именно для данного потерпевшего.

Особо следует подчеркнуть необходимость установления умысла виновного, направленного при хищении именно на причинение значительного ущерба потерпевшему. Другими словами, при вменении анализируемого квалифицирующего признака нужно исходить не из того, как оценивает причиненный ему ущерб сам потерпевший, а из принципа субъективного вменения. Мнение потерпевшего здесь не может быть решающим, даже если ему был причинен значительный ущерб, однако виновный, по обстоятельствам дела, не мог осознавать этого обстоятельства, хищение не может быть квалифицировано как причинившее значительный ущерб. Иное означало бы вменение объективное.

При этом умысел у виновного в отношении значительности или незначительности похищенного для потерпевшего может быть и неопределенным. При изъятии похищенного виновному может быть совершенно безразлично, каким является изымаемое имущество для потерпевшего. Однако виновный при хищении должен осознавать, что сумма похищенного превышает 2500 рублей. Что касается максимальной стоимости имущества в хищении, причинившем значительный ущерб, она может быть любой, в том числе и превышающей по стоимости крупный и особо крупный размер хищения - соответственно, 250 тыс. и 1 млн. рублей, в последнем случае в вину лицу должны быть вменены оба квалифицирующих признака (крупный или особо крупный размер хищения и значительный ущерб гражданину) с квалификацией по той части статьи, которая предусматривает особо квалифицирующее обстоятельство - крупный или особо крупный размер.

Обстоятельства, которые учитывались при принятии решения о том, что ущерб, причиненный гражданину хищением, был значительным, должны быть отражены в материалах уголовного дела, в том числе в приговоре суда. Невыполнение этого требования влечет за собой изменение квалификации и исключение признака "хищение, причинившее значительный ущерб гражданину".

И третий вид хищения -- это хищение в крупном размере

Крупный размер хищения повышает уголовную ответственность за него, он предусмотрен обычно в качестве особо квалифицирующего обстоятельства (см. ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, п. "д" ч. 2 ст. 161 УК РФ).

Максимальный размер крупного хищения ограничивается минимальным размером особо крупного хищения - миллионом рублей.

Хищение в особо крупном размере (п. "б" ч. 4 ст. 158, ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 160, п. "б" ч. 3 ст. 161 УК РФ) - это хищение имущества, стоимость которого превышает 1 млн. руб. (примечание 4 к ст. 158 УК РФ). Максимальный размер особо крупного хищения может быть сколь угодно большим, современное законодательство никаких ограничений для него не устанавливает.

Как хищение в крупном или особо крупном размерах должно квалифицироваться совершение нескольких хищений чужого имущества, общая стоимость которых превышает, соответственно, 250 тыс. или 1 млн руб., если они совершены одним способом и при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить хищение в крупном (особо крупном) размере.

Крупный или особо крупный размер хищения может быть в конкретном случае образован совокупной стоимостью имущества, изъятого в несколько приемов, при этом стоимость похищенного за один раз имущества крупной или особо крупной не является. Подобные хищения квалифицируются как единое хищение в крупных или особо крупных размерах только в том случае, если есть признаки продолжаемого хищения: при умысле на хищение имущества в крупном или особо крупном размере виновный осуществляет завладение имуществом по каким-либо причинам в несколько приемов. Обычно при этом совпадают способ отдельных хищений, есть один потерпевший, имущество изымается из одного места и т.д.

В то же время потерпевшие могут быть и разными, это не суть важно при наличии других обстоятельств, свидетельствующих о продолжаемом хищении. Так, последовательное изъятие имущества из нескольких дач, принадлежащих разным лицам, совершенное в одно и то же время, одним способом, с использованием в качестве средства, облегчающего вывоз имущества, грузового автомобиля, если стоимость изъятого имущества в сумме превышает 250 тыс. руб., должно признаваться крупным хищением.

Хищение имущества, принадлежащего юридическим лицам, а также государственного или муниципального имущества по этому же признаку подразделяется на два вида:

  • - простое
  • - и совершенное в крупном размере.

При определении размера хищения надлежит исходить из стоимости похищенного имущества в ее сопоставлении с минимальным размером оплаты труда на момент совершения преступления. Стоимость похищенного имущества должна определяться по государственным розничным (закупочным) ценам, а если установлено, что имущество было приобретено по комиссионной или рыночной цене, то по этим ценам. При отсутствии цены стоимость похищенного имущества может быть установлена на основании заключения экспертов.

Крупный размер при хищении может образоваться как в результате одного преступного акта, так и вследствие нескольких преступных действий. Поэтому в практическом отношении важен вопрос о соотношении признаков повторности и размера хищения.

Хищения, совершенные различными способами и причинившие в совокупности крупный ущерб, не могут объединяться единой квалификацией, так как в пределах некрупного размера форма хищения является тем признаком, которым определяется квалификация преступления. Поэтому, например, кража и растрата, каждая из которых совершена в некрупных размерах, должны квалифицироваться самостоятельно, но с учетом повторности, даже если общий размер является крупным.

Участники группового хищения, совершенного в крупных размерах, подлежат ответственности за хищение в крупных размерах, если он складывается из ущерба по тем эпизодам, в которых принимал участие конкретный участник преступления. При этом не имеет значения размер наживы, извлеченной каждым участником преступления.

Смотрите видео: 268 Состав преступления Классификация составов (none 2020).