Вопросы к Юристу

Что такое коэффициент индексации при расчете тотальной гибели авто

Ранее понятие амортизационного износа широко использовалось страховыми компаниями. Оно основано на том, что рыночная цена машины зависит от срока ее эксплуатации и меняется (уменьшается) в течение года. Поэтому размер выплаты в случае полной гибели или угона застрахованного транспортного средства уменьшался на установленную величину.

Практически у всех страховщиков в правилах КАСКО были прописаны нормы износа за год и за месяц нахождения авто в эксплуатации. За первый год данная величина часто составляла 20%. При этом за первый месяц износ мог быть в полтора-два раза больше, чем за последующие.

В результате при полной утрате машины страхователь получал выплату в меньшем размере, чем первоначальный лимит возмещения. Особенно велика была разница, если страховой случай происходил ближе к концу действия договора. Например, при страховой сумме 500 тыс. рублей в конце срока страхования выплата порой уменьшалась на 15-20% – до 400 - 425 тыс. рублей. Разница для клиента весьма ощутимая.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

Некоторые компании «переименовали» амортизационный износ в коэффициент индексации («Росгосстрах»), у других в правилах появились нормы уменьшения страховой суммы («РЕСО-Гарантия»). Третьи ввели обязательную безусловную франшизу за каждый месяц действия договора. Кто-то из страховщиков стал прописывать в договоре страховые суммы на каждый период страхования – от одного до нескольких месяцев («ВСК»). Однако не всегда подобные решения приводят к положительному результату.

Коэффициенты индексации и нормы уменьшения страховой суммы

Уже не раз выплаты страхового возмещения при гибели или угоне транспортного средства с применением коэффициента индексации, применяемого «Росгосстрахом», были оспорены в суде. В своих решениях суды субъектов Российской Федерации руководствуются следующим: коэффициент индексации зависит от срока эксплуатации автомобиля – значит, фактически учитывается износ. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не предусматривают вычет износа из страховой суммы. Соответственно, условие договора об уменьшении страховой суммы на коэффициент индексации признается судами противоречащим действующему законодательству и нарушающим права потребителя.

Та же участь постигает и нормы уменьшения страховой суммы (которые по своей сути являются аналогом коэффициента индексации).

Такую ситуацию во многом можно назвать закономерной. Изменяя формулировку, страховщики чаще всего даже не меняли соответствующие нормы. Вычет всё также составлял до 20% для первого года и 10-15% – для последующих лет эксплуатации.

Франшизы и страховые суммы по периодам страхования

Что касается установления франшизы или изменяемой по периодам страховой суммы, то здесь судебные органы чаще бывают на стороне страховщиков.

Стоит вспомнить, что понятие франшизы описано в Законе «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Соответственно, установление в полисе франшизы (в том числе только на случай полной утраты авто) не противоречит закону. И если в договоре КАСКО предусмотрено, что в случае гибели или хищения машины вычитается франшиза, то уменьшение страховой выплаты на её размер выглядит нормативно оправданным.

Если говорить об установлении отдельных страховых сумм на разные периоды страхования (например, на каждые три месяца), то стоит иметь в виду, что согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 942) страховая сумма является одним из существенных условий договора.

О её размере страхователь и страховщик обязаны предварительно договориться между собой. При этом законом предусмотрено, что выплата страхового возмещения не может превышать указанный в договоре размер страховой суммы. Таким образом, если страхователь согласился с конкретными размерами страховых сумм в разные периоды страхования, выплата будет производиться исходя из этих величин. Вернее, исходя из конкретной величины, «привязанной» к периоду произошедшего страхового случая.

Тем не менее, даже последние варианты отнюдь не гарантируют страховщикам лояльность служителей Фемиды. Достоверно предугадать результат того или иного судебного спора в данной области сейчас вряд ли возможно.

Тотальный ответ Верховному суду

Норма уменьшения страховой суммы также определяется в процентах за каждый год эксплуатации автомобиля. Так, за первый год эксплуатации норма уменьшения может составлять 20%.

с учетом «уменьшения») и именно исходя из этого условия рассчитана страховая премия, поэтому она не пересматривается.

Выплаты по КАСКО при тотальной гибели автомобиля. Абандон

Причем за основу расчетов берется стоимость с учетом износа или рыночная цена до наступления ДТП.

По КАСКО алгоритм действия другой. Тотальная гибель машины при страховании КАСКО устанавливается аналогично, но рыночная цена авто фиксируется в полисе, поэтому расчетов не потребуется.

Большинство компаний при выплате компенсаций забирает автомобиль и самостоятельно реализует годные остатки. Страховщики могут определить конструктивную гибель по собственным установленным конкретно в их компании лимитам.

Полная гибель авто по ОСАГО рассчитывается с учетом износа или нет?

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 33. В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 и пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа.

20 рабочих дней до выплаты СК ущерба считается с момента осмотра авто или с момента подачи документов в СК?20 дней считается со дня принятия документов.Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред.

Решение № 2-8194/2015 2-8194/2015

М-6830/2015 М-6830/2015 от 17 декабря 2015 г.

по делу № 2-8194/2015

При этом, страховая компания ООО «Росгосстрах», будучи профессиональным участником рынка страхования, обязана самостоятельно определить правильный размер и в добровольном порядке произвести выплату в соответствии с положениями закона и договора страхования.На основании изложенного суд находит требования истца о возмещении морального вреда подлежащими удовлетворению и с учетом принципа разумности суд определяет размер компенсации морального вреда в .В соответствии с пунктом 6 статьи Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Полная гибель автомобиля: сколько должна заплатить страховая компания за транспортное средство, не подлежащее ремонту

Действительная стоимость имущества – это среднерыночная цена автомобиля на дату ДТП в доаварийном состоянии.

Единой методики оценки стоимости годных остатков не существует, что порождает широкое поле для злоупотреблений со стороны страховщиков. Страховым компаниям выгодно максимально дорого оценивать годные остатки, ведь их стоимость снижает размер страховой выплаты.

Кроме того, следует помнить, что лимит ответственности страховщика в рамках ОСАГО остается неизменным вне зависимости от того, наступила полная гибель или нет.

Полная гибель (тотал) автомобиля

Он прописывается в договоре каско и обычно составляет 70-75% от стоимости авто. Другими словами, если ремонт поврежденного автомобиля обойдется дороже, чем 70-75% его стоимости, это уже полная гибель.

Бывают случаи, когда в договоре не указывается конкретный размер «тотала», в таком случае страховщик может признавать полную гибель автомобиля по своему желанию (и делает это каждый раз в случае более-менее серьезных повреждений).Во-вторых, признание полной гибели автомобиля выгодно страховым компаниям, поэтому они стараются вынести вердикт о тотале в случае любых серьезных повреждений.

Каким образом рассчитывают тотальную гибель автомобиля по ОСАГО и из чего складывается выплата?

ПензаОбщаться в чате Добрый день!

18 Закона об ОСАГО и п. 33 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 29.01.2015г.

размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа.Выплата за минусом годных остатков применима к ОСАГО? С учетом приведенных выше норма права, сомнений в этом возникать не должно.

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации.» «Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта «б» пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости» (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г.

N ГКПИ07-658 «О страховых выплатах при ДТП»).

Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии: Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова1, которые ранее не ремонтировались.

Что делать при полной (тотальной) гибели авто при ОСАГО и КАСКО. Инструкция по получению страховой выплаты и решению вопросов со страховой компанией.

4.12 указанного акта, взыскивается действительная стоимость автомобиля на день наступления страхового случая (естественно, до аварии) за вычетом стоимости годных остатков, то есть деталей, которые могут продолжать эксплуатироваться при прочих работающих механизмах.

Данная формула кажется легкой только на первый взгляд, поскольку в ней много подводных камней. Одна из важнейших деталей в расчете полагающихся выплат по страховке – стоимость годных остатков.

Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденное Приказом Банка России от 19.09.2014 № 432-П, в п.

Что признается полной гибелью ТС?

По КАСКО ситуация определения полной или конструктивной потери (гибели) автотранспорта регулируется правилами определенной страховой организации. Наступлением гибели автомобиля может считаться превышение стоимости ремонтных работ показателя в 65%-80%.

Когда предел для значения полной гибели не отражен в правилах страхования, то СК может по собственному усмотрения принять в качестве порогового критерия ремонтную сумму даже меньше 50% от оценки транспортного средства. Ситуацию можно обжаловать в суде, руководствуясь более высокими показателями, как по ОСАГО или другим компаниям.

При ОСАГО гибель признается полной, если ремонтные затраты с учетом показателя износа составили больше 80% рыночной оценки автомобиля на день происшествия (ДТП) или если сумма ремонтных работ без учета величины износа больше рыночной цены автомобиля до аварии.

При возникновении страховой ситуации потерпевший может претендовать на получение компенсации по стоимости ТС в рамках установленного законодательно лимита по ответственности (порядка 400 тыс.руб) без стоимости годных к дальнейшему использованию деталей, рассчитываемой по специальной формуле.

Как считаются платежи по КАСКО?

В случае полной гибели автомобиля по КАСКО размер покрытия рассчитывается следующими способами:

  • Клиенту выплачивается причитающийся размер страховки в полном объеме за вычетом износа, если отказывается от прав собственности на транспортное средство. Применяемые нормы износа указываются в правилах любого страховщика и не всегда оказываются приемлемыми для клиента. В ряде случаев, предпочтительных для выгодополучателя, износ пересчитывается по календарным дням равномерно. Более сложные схемы, учитывающие износ в первый месяц соглашения в размере 5%, во второй – в пределах 3% и в последующие периоды – по 1%, менее выгодны.
  • Автомобиль остается в собственности клиента, а размер выплаты определяется из оценки износа и годных к дальнейшему использованию остатков. В таком варианте страховщики стремятся к максимально возможному завышению остаточной стоимости деталей для уменьшения величины подлежащего выплате страхового покрытия.

Если размер ущерба приближается к пороговому значению, СК в целях уменьшения размера выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля часто стараются разными способами завысить цену восстановительных работ. Ведь затраты по ремонту в этом случае, практически равные порогу полной гибели, намного превышают страховые выплаты, рассчитываемые с учетом годных остатков. При признании гибели ТС прекращает сове действие и договор страхования, что также выгодно для СК.

Как определяется размер выплат по ОСАГО?

Полная гибель автомобиля по ОСАГО предполагает некоторые отличия при определении суммы страховых выплат.

Согласно Постановлению Правительства об отверждении правил страхования гражданской ответственности автовладельцев (№ 263 от 07.05.2003 г.) при причинении вреда имуществу и полной его гибели величина страховой оплаты определяется в размере фактической стоимости утраченного имущества на дату происшествия. К обстоятельствам полной гибели отнесены также случаи превышения размера восстановительного ремонта над его стоимостью до аварии.

Поэтому выплаты при ДТП должны выполняться в полном объеме с учетом законодательно установленного лимита без вычетов износа.

Некоторые СК пытаются обосновать применение вычетов ссылками на законодательные акты, касающиеся неосновательного (противозаконного) обогащения (из-за превышения выплат над начальной стоимостью ТС в ряде случаев). В этом случае следует применить положения Гражданского Кодекса РФ (гл.60), по которому лицо обязано возвратить необоснованное обогащение, полученное без законных оснований. В случае со страховой выплатой получается обогащение, предусматриваемое законодательными актами и самой сделкой, поэтому нет оснований для его возврата.

Если клиент не согласен с признанием факта полной гибели автомобиля, выгодной для СК, следует:

  • Выполнить собственную экспертизу в независимой компании. Если подтвердится факт отсутствия гибели ТС, можно получить разницу по страховой выплате через судебный иск.
  • Если признание гибели не подлежит сомнению, не помешает собственная оценка стоимости пригодных остатков. При получении существенного расхождения в расчетах также получается веское основание для обращения в суд.
  • Выгоднее отказаться от остатков в пользу страховой организации и требовать полной выплаты без вычета износа.

С позиции страхователя полная конструктивная гибель автомобиля представляется невыгодной ситуацией. Поэтому следует предпринимать любые попытки для доказательства того, что автомобиль подлежит восстановлению.

Смотрите видео: Индексация заработка работников в 1С:ЗУП (none 2020).