Вопросы к Юристу

Практика: правомерность указания в описании объекта закупки ТУ

44-ФЗ так же претерпел изменения. Как разъяснил нам Росстандарт в своем письме от 30 января 2019 г.

при описании объекта закупки обязательно использовать показатели, установленные техрегламентами и нацстандартами либо в случае отступления от них в ту или иную сторону обязан обосновать такое отступление. Изменения в законы и подзаконные акты касаемые закупок вносятся с весьма регулярно, чуть ли не каждый месяц. Сотрудникам Заказчика, входящим в контрактную службу или отдаленно занимающимися закупками, приходится постоянно проводить мониторинг законодательства, чтобы успеть за бесконечными нововведениями.

Причем нужно регулярно перечитывать не только то, что напрямую связано с закупками.

Так, законодатель внес очередные дополнения , теперь работникам придется еще и научиться разбираться в «техрегулировании и стандартизации», дабы уметь отличить нацстандарт от техрегламента.

Описание объекта закупки в техническом задании

Однако будьте внимательны, когда просто ссылаетесь на ГОСТ.

Воспользуйтесь тремя советами. Совет 1. Откройте ГОСТ и посмотрите, что там написано.

Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры посчитали это нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, и суд их поддержал. Материалы по госстандартам из документации разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации.

Поэтому участники закупки не могли понять, какой именно товар поставить.

Использование ТУ в техническом описании объекта

* Кроме того, ТУ может отсутствовать в открытом доступе, поскольку разрабатывается производителем конкретной продукции, который и является обладателем ТУ.

Поэтому если ТУ отсутствует в открытом доступе, тогда другие участники закупок не смогут его использовать. Учитывая изложенное, считаем, что использование заказчиком при описании объекта закупки ТУ может привести к ограничению конкуренции.

* Т.е., закон № 44-ФЗ, напрямую не запрещает устанавливать требования о соответствии товаров, работ, услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся все необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих товаров, работ, услуг. Руководствуясь отсутствием такого запрета, в некоторых случаях заказчики не указывают в документации о закупке конкретные технические характеристики и показатели качества товаров, работ, услуг, ограничиваясь лишь ссылками на государственные стандарты, строительные нормы и правила, технические условия (далее — ТУ) и др.

Как правильно описать объект закупки по 44-ФЗ

Иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации (п.

2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ). К примеру:

«Хлебобулочные изделия из пшеничной муки должны быть выработаны в соответствии с 31805-2012 по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил»

5. Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование. К примеру:

«Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет, по основанию дорожной одежды — 6 лет, по верхнему слою покрытия — 4 года»

6. При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование.

Составление технического задания по 44-ФЗ: особенности и правила

К товару нельзя определить определенный вес, размер, габариты, мощность.

Должны быть максимальные и минимальные значения. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания:

  1. промышленных образцов,
  2. полезных моделей,
  3. фирменных наименований,
  4. наименования места происхождения товара или производитель.
  5. патентов,
  6. знаков обслуживания,
  7. товарных знаков,

Нельзя в рамках описания объекта закупки предъявлять требования к товарам, информации, работам и услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Заказчик указал в техническом задании конкретную модель и конкретного производителя

132 юриста сейчас на сайте Добрый день!

.docx 01 Августа 2019, 17:34, вопрос №1332528 Антон Багаев Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь: юристам сайта.

Среднее время ответа — 14 минут. Ответы юристов (2)

    Юрист, г. КировОбщаться в чате Здравствуйте, Антон. В данном случае заказчик обосновывает необходимость именно этих джазовок тем, что у него уже имеется комплекте такие же.В целом существует практика, которая допускает требование конкретного вида товара, если это обусловлено имеющимся у заказчика оборудованием (например, комплектующие части или обновление конкретной справочно-правовой системы).В данном случае я не могу однозначно утверждать, что требование конкретного товара является правомерным, так как мне не очевидно, что использование имеющегося у заказчика товара возможно только с конкретной маркой обуви.Скажите джазовки разных производителей существенно отличаются (например, по цвету, форме)? 01 Августа 2019, 19:17 Ответ юриста был полезен? + 0 — 0 Свернуть Уточнение клиента Владимир, Добрый день! Джазовки отличаются несущественно. Скажите могу ли я применить п. 1, ч. 1, ст. 33 44-ФЗ. В точности — (В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.) 01 Августа 2019, 19:29

Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

  • Юрист, г. КировОбщаться в чате нужно искать практику, хотя я и не уверен, что она есть. Если готовы обжаловать данные требования, готов подготовить жалобу. 01 Августа 2019, 19:33 Ответ юриста был полезен? + 0 — 0 Свернуть
    • 18 Ноября 2019, 12:55, вопрос №1444114
    • 18 Ноября 2019, 05:18, вопрос №1444971
    • 01 Сентября 2019, 02:50, вопрос №1363534
    • 20 Августа 2019, 16:38, вопрос №1729342
    • 15 Декабря 2019, 11:14, вопрос №1846637

    Нарушения при описании объекта закупки по 44-ФЗ

    Из закона убрали спорную формулировку о том, что описание должно быть объективным.

    Но это не значит, что ошибок в документации стало меньше.

    Смотрите на живых примерах из документации разных заказчиков, какие ошибки в работе со стандартами станут поводом для предписания.

    — Из статьи Рассмотрим пять основных нарушений заказчиков при описании объектов закупки, выявленные ФАС России.

    Нарушение № 1. Как было сказано выше, в силу положений ст. 33 Закона о КС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

    Описание объекта закупки в документации

    В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

    Формирование и описание объекта закупки

    Однако необходимо всегда помнить о том, что любая конкретизация тех или иных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг всегда ведет к ограничению конкуренции. Некоторые заказчики по тем или иным причинам ( в частности, в целях экономии времени ) проводят многолотовые процедуры товаров, работ, услуг, которые функционально не связаны не между собой, что, несомненно , является недопустимым в соответствии с ч. 3 ст. 17 135-ФЗ: Наряду с установленными ч.1 и 2 ст.

    Когда точно можно указывать ТУ

    ТУ является видом стандарта, утвержденным изготовителем товара либо исполнителем работы (услуги). Стандарт применяется в соответствии с условиями, предусмотренными контрактами и договорами. Порядок, в соответствии с которым идет разработка, утверждение, изменение и применение технических условий, организации устанавливают самостоятельно (Закон № 162­ от 29 июня 2015 г., статья 21). Иногда указывать ТУ нужно обязательно (в подобных случаях они могут содержаться в техническом задании), – к примеру, при закупке вещевого обеспечения для силовых органов. Это указано в письме МЭР России № Д28и­2274 от 19 августа 2016 г.

    Описание объектов закупок по Гособоронзаказу проводится по Закону № 275­ от 29 декабря 2012 г. В соответствии с ним в документации необходимо указывать товарные знаки либо наименование в случае заказа на поставку военной и специальной техники, вооружения, а также военного имущества.

    Пример первый. Практика ФАС подтверждает, что это правомерно. Так, при закупке автомобиля заказчик сослался на комплектацию и ТУ. ФАС РФ в этом не нашла нарушения, поскольку машина была принята на снабжение органов внутренних дел (дело от 25 августа 2015 г. № КГОЗ­364/15).

    Какие условия необходимо соблюдать при использовании ТУ

    В случае использования ТУ при описании объекта закупки ФАС будет проверять, имеются ли технические условия в открытом доступе, поэтому при указании в документации конкретных реквизитов ТУ необходимо опубликовать их в ЕИС. Эту позицию подтверждают два примера, которые будут рассмотрены ниже.

    Пример второй. Документация по оснащению морского транспорта средствами обеспечения безопасности должна была соответствовать нормам техусловий. Требование было прописано так: «Ящик с монтажной панелью: материал панели – сталь нержавеющая листовая (AISI 316L); принадлежности для монтажа: ДКС для кабеля, нормы: ТУ ­ 7022248–2010». На заседании ФАС заказчиком было дано пояснение: то, что указано в скобках, читать как «или». Однако это требование не дает возможности определить, каким образом участники закупки должны предоставить конкретные показатели. ТУ не было в открытом доступе, поэтому их можно было получить лишь после запроса производителя. Инструкция, касающаяся заполнения первых частей заявок, была признана ненадлежащей (решение ФАС РФ от 22 июня 2016 г. № К — 963/16).

    Пример третий. Заказчиком проведена закупка бронежилетов для сотрудников подразделений МВД РФ. В аукционной документации содержалось требование о том, что товар должен соответствовать ТУ. Участником аукциона было принято решение о невозможности изготовления товара и подана жалоба в ФАС. Однако заказчик разместил ТУ в ЕИС, при этом четверо участников дали согласие поставить товар 3 июля 2017 г. на основании требования. Невозможность изготовления бронежилетов по ТУ заявитель доказать не смог. Жалоба признана необоснованной (решение ФАС от 07 апреля 2016 г. № КГОЗ­145/16).

    Товары-эквиваленты и технические условия

    Реквизиты каждого ТУ выдаются на конкретный товар определенного производителя. У товаров-эквивалентов других производителей свои технические условия. Решение ФАС в этом случае таково: «в подобном случае невозможно предоставлять эквивалентную продукцию».

    Стоит отметить, что штрафные санкции должностному лицу, не указавшему производителя товара, составляют один процент от НМЦК, но при этом не менее 10 и не более 50 тысяч рублей.

    Далее приведены примеры из практики УФАС по государственным закупкам по Законам № 44­ и № 223­.

    Пример четвертый. В аукционной документации на поставку труб (стальных) содержалась ссылка на техусловия завода­-изготовителя. Комиссией ФАС было обнаружено, что на официальных сайтах изготовителей не имеется ТУ в открытом доступе. Данный факт не дает возможности участникам госзакупки определить перечень технических условий, по которым имеется возможность предоставления товара-эквивалента, а значит, предложить аналог не представляется возможным (решение ФАС РФ от 12 января 2017 г. № 223ФЗ­19/17).

    Пример пятый. В ТУ на поставку перчаток (хирургических) было установлено требование о том, чтобы товар соответствовал ТУ 98­002­5485000­2011. При этом у эквивалентной продукции иных производителей были другие ТУ. Антимонопольной службой действия заказчика были признаны противоречащими Закону № 44­ (статья 31, часть 1, пункт 1) (Постановление Коми УФАС РФ от 23 ноября 2016 г. № 04–05/1103).

    Когда, помимо ГОСТа, используется еще и ТУ

    При описании предмета закупки заказчики указывают ГОСТ. Многие дополнительно ссылаются на ТУ. Ниже будут рассмотрены примеры, в каких случаях это возможно с точки зрения ФАС.

    Пример шестой. Антимонопольная служба, изучив документацию аукциона на поставку фруктового сока (Код по ОКПД 2 - 10.32.19.111), выяснила следующие требования к товару, установленные заказчиком: Соответствие ГОСТ: ТУ 63­027-­18008485­2003. С мякотью. В ассортименте. Цвет, запах, вкус соответствуют овощам и фруктам, из которых продукт изготовлен.

    Мнение ФАС таково: установить, каким качественным, техническим либо функциональным характеристикам должен соответствовать товар, не представляется возможным. Заказчиком не были установлены требования о том, что товар должен соответствовать конкретному ГОСТу, однако содержалось требование об обязательном соответствии ТУ 63­027­-18008485­2003. Таким образом, указав конкретного производителя, заказчиком было ограничено число участников закупки (решение ФАС РФ от 29 ноября 2016 г. № 03–10.2/192–2016/7.30).

    Пример седьмой. Участником закупки продуктов питания была подана жалоба в ФАС. Одно из требований заказчика было следующим: «Гречневая каша с говядиной». Продукт должен соответствовать техническим условиям производителя либо ГОСТу Р 333–2012. Страна изготовления: РФ. Консистенция и внешний вид: гречневая каша в разогретом состоянии, рассыпчатая, проваренная, с мелкоизмельченным мясом, без комков. Запах и вкус: свойственный каше гречневой с говядиной, доля жира – не больше 22 процентов. Массовая доля белка – не меньше 6 процентов. Не допускается наличие соевого белка. Доля поваренной соли (хлористого натрия) – не больше 1,4 процента (отклонения не должны составлять более 0,2 процента). Не допускаются посторонние примеси». На заседании комиссии заказчиком были даны пояснения, что требования соответствуют его потребностям. ФАС РФ не выявило нарушений правил контрактной системы (дело от 4 февраля 2015 г. № КГОЗ­26/15).

    Почему важно соблюдение правил описания объекта госзакупки

    Заказчик не всегда должен руководствоваться техрегламентами, стандартами и ГОСТом. Бывают случаи, когда их просто нет. Порой необходимо закупить товар, имеющий определенные качественные характеристики. Если, описывая объект закупки, вами применяется ТУ, обоснуйте, почему не используется ГОСТ. Надо помнить, что при использовании ТУ производителя вы не указываете, а подобная практика запрещена Законом № 44­ (статья 33 часть 1, статья 1). Со стороны контрольных органов это может быть расценено как ограничение конкуренции.

    Количество просмотров: 3122

    Новшества в описании

    Апрель 2016 запомнился многим Заказчикам тем, что в это время был принят закон № 104-ФЗ, который внес свою лепту в некоторые законодательные акты РФ освящающие вопросы стандартизации. Соответственно возникла необходимость в изменении законов касающихся закупок.

    Теперь сотрудникам Заказчиков и без того заваленными бумажной работой, которую необходимо выполнять строго в определённый законом срок, дабы не нарваться на штрафы со стороны всевозможных контролирующих органов придется еще и штудировать законодательство, посвященное техрегламентам, ГОСТам, нацстандартам.

    Попробуем разобраться каким образом поменялось законодательство. Что придется изучить, чтоб не пополнить бюджет штрафом и проанализируем решения ФАС по различным ситуациям, связанным с включением или наоборот не включением ГОСТов, ТУ и прочего в документацию.

    Для начала немного нововведений в закон о закупках юрлиц, 223-ФЗ, теперь при осуществлении всевозможных процедур в рамках него, чтобы угодить контролирующим органам и облегчить жизнь потенциальным участникам, но усложнить свою, сотрудникам, занимающимся закупками, в разрабатываемую документацию требуется включить следующее:

    Сведения эти указываются в случае, если объект закупки подпадает под действие законов РФ о стандартизации, то есть имеется соответствующий техрегламент или нацстандарт.

    44-ФЗ так же претерпел изменения. Как разъяснил нам Росстандарт в своем письме от 30 января 2017 г. при описании объекта закупки обязательно использовать показатели, установленные техрегламентами и нацстандартами либо в случае отступления от них в ту или иную сторону обязан обосновать такое отступление.

    Техрегламент и нацстандарт. Есть ли разница в понятиях

    Изменения в законы и подзаконные акты касаемые закупок вносятся с весьма регулярно, чуть ли не каждый месяц. Сотрудникам Заказчика, входящим в контрактную службу или отдаленно занимающимися закупками, приходится постоянно проводить мониторинг законодательства, чтобы успеть за бесконечными нововведениями.

    Причем нужно регулярно перечитывать не только то, что напрямую связано с закупками. Так, законодатель внес очередные дополнения статьи 33, теперь работникам придется еще и научиться разбираться в «техрегулировании и стандартизации», дабы уметь отличить нацстандарт от техрегламента.

    Прочесть придется ряд законов и прочих документов, а именно: закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г., нам он расскажет о техрегулировании и № 162-ФЗ от 9.06.2015 г., тут все о нацстандартах. Также придется регулярно читать всякие ГОСТы и СНиПы, если описываемый объект закупки подпадает под регулирование вышеназванных законов и ГОСТОв.

    Разберемся подробнее в определениях нацстандартов и техрегламентов.

    Определение техрегламента закреплено законодателем в 184 законе. Он гласит, что документ, который был принят международным договором РФ и ратифицирован в установленном порядке и является техрегламентом. А отражены в нем требования, что немаловажно, обязательные для применения всеми, к объектам техрегулирования, но в основной массе к различным видам безопасности.

    В свою очередь определение нацстандарта содержит 162 закон. Там законодатель закрепил следующее, национальный стандарт, документ, который был разработан участником по результатам проведенной экспертизы в техническом комитете по стандартизации. В нацстандартах отражаются не только правила, но и принципы, относительно стандартизируемого объекта, а также его общие характеристики. Использовать нацстандарт или нет в работе – дело добровольное (ст. 26 закона о стандартизации).

    Так возможно ли не ошибиться, не нарваться на штраф, не потерять время на разбирательства в суде?

    ГОСТ и ТУ. Как не ошибиться

    1 августа 2016 года МЭР выпустили свои очередные разъяснения, в письме № Д28и-2011 пояснило свою точку зрения о ГОСТах и ТУ. Ведомство считает, в случае, при принятии решения Заказчиком, по указанию или ссылке в документации на какой-либо ГОСТ, без подробного описания, расшифровки характеристик, нарушений 44-ФЗ нет, поскольку нацстандарт утверждается федеральным органом исполнительной власти, о чем указывает нам 5 пункт 2 статьи Закона 162-ФЗ. Но, если сослался на ТУ, то добавить подробное описание этих самых ТУ, он обязан.

    Конечно поступать или не поступать в соответствии с разъяснениями дело Заказчика, но наверно не мешает перестраховаться и в случае ссылки на ГОСТ тоже не полениться и расписать характеристики и в этом случае.

    С указанием номера ТУ тоже могут возникнуть трудности. Заказчик рискует нарваться на штраф, указав его, размер его находится в диапазоне 10 000 - 50 000 рублей. А зависит штраф напрямую от начальной цены, о чем говориться в статье-7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

    Определенный номер ТУ это конкретные характеристики «конкретного товара», то есть по сути является своеобразным способом прописать марку, но без ссылки на товарный знак. Такой позиции придерживается и контрольный орган, так в решении ФАС от 15 сентября 2014 г. по делу № 44-1731/14 Заказчик был признан нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ за указание номера ТУ изделия.

    Требования «выше ГОСТовских»

    Так же следует с осторожностью использовать в документации показатели превышающие требования ГОСТов. Если все-таки Заказчик по каким-то параметрам вышеназванные требования превысил, то обязан обосновать данное решение. Иначе штраф неминуем. Так, 12 мая 2015 г. ФАС вынес решение № 75с/15, в котором признал виновным Заказчика, который по некотором позициям вышел за рамки ГОСТовских показателей и установил их выше. Закупка аннулирована.

    Требования «ниже ГОСТовских»

    Есть такие Заказчики, которые наоборот в силу своих возможно «корыстных» интересов, занижают показатели, указанные в ГОСТах. Так, в решении ФАС от 9 июня 2016 г. по делу № 06/1032-16 Заказчик был признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, поскольку установил показатели отличные от показателей, установленных стандартом, занизив их, а аргументированных пояснений, которые бы объясняли снижение характеристик предоставлено не было.

    Ответственность за указанное нарушение определена в части 4.2 статьи-7.30 КоАП и предполагает штраф в размере 3000 рублей.

    Исключаем риски при описании объекта закупки

    Обобщив все вышесказанное, разработаем некий алгоритм действий дабы избежать ошибок при описании, ведь даже незначительное, по нашему мнению, отступление от требуемых норм, контрольный орган может расценить как серьезное нарушение.

    Итак, с чего же следует начать сотруднику контрактной службы Заказчика дабы избежать конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть, если вдруг нагрянет проверка или поступит жалоба от участника.

    Перед началом работы по описанию объекта закупки в первую очередь необходимо открыть сайт Росстандарта и просмотреть раздел «Техрегулирование».

    Далее следует удостовериться имеется ли действующий регламент, стандарт на закупаемые ТРУ.

    Если соответствующий регламент имеется, то описать объект закупки необходимо в соответствии с ним, конкретизируя каждый показатель. Тут необходимо помнить, что ссылаться можно только на действующие документы. Проверить действующий или нет лучше всего на официальном сайте Росстандарта.

    30 января 2017 г. Росстандарт в своих разъяснениях пояснил, что при описании объекта закупки сотруднику Заказчика необходимо иметь актуальный нацстандарт или регламент, если по каким-то причинам найти подходящий документ не получилось, то возможно обратиться к оператору Фондов с просьбой предоставить такой документ.

    Все предугадать невозможно и может возникнуть ситуация, что по каким-то причинам сотрудник Заказчика при описании объекта закупки принял решения выйти за рамки ГОСТовских, тогда он обязан обосновать данное отступление в документации.

    Таким образом, эти несколько сложных и трудоемких шагов, которые предстоит совершить сотруднику Заказчика в ходе описания закупки, в дальнейшем, помогут избежать вопросов, и что немаловажно штрафов со стороны контролирующих органов.

    Смотрите видео: Применение законодательства о стандартизации при описании объекта закупки (none 2020).