Вопросы к Юристу

Механизм перераспределения земли в сочи

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления "прирезок" (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

"Прирезка": что это такое и с чем ее едят

"Прирезкой" называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные "прирезки", а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет "добавить" к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). "Для расчета итоговой цены "прирезаемого" земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за "прирезку", который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости", – объясняет заместитель генерального директора юридической компании "Прайм Лекс" Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

"Цена "прирезок", вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены", – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления "прирезок"

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании "ИнвестКонсалт Системс", к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет "прирезать" землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. "Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления "прирезки" к нему потребуется разрешение банка", – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. "Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор", – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы "ФинЭкспертиза" Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. "Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях", – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления "прирезок"

Оформление "прирезок" выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. "А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости", – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании "Генезис" Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления "прирезок" у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

ПриветСочи

*** После первого поворота дороги открывается вид на квартал старой застройки по ул. Ясногорская, и недостроенный дом по ул. Краево-греческая:

Ниже, за многолетними деревьями и кустарниками, начинает открываться вид на Раздольное:

Неясно, планировали ли дорогу вести в сторону и передумали, либо проложили часть дорожного покрытия с дальнейшей перспективой:

Проходя далее по тротуару, лицезреем панорамный вид на Раздольное:

Необходимость в прирезке может возникнуть, например тогда, когда участок имееет изломанную форму, что создаёт большие неудобства при его обустройстве, при уточнении его границ или в ситуациях «наложения» смежных участков, часто выявляющихся как в садоводствах, так и при очень большом сроке использования в посёлках.

Самовольное же использование не своей земли остаётся “дамокловым мечом” для любого собственника, которому рано или поздно придётся или освободить незаконно занятую территорию, снести постройки на ней, получив соответствующие предписания, или вовремя заняться решением проблемы.

Как решить вопрос с «прирезкой земли» сейчас и рассмотрим.

Земля в Сочи – от мечты к действию: Пособие для желающих «понаехать». Часть 2

Вынуждены вас разочаровать: таких очень мало в нашем городе и стоят они, как правило, очень дорого. Равнинных зон в Сочи всего несколько и большинство из них тянется вдоль прибрежной полосы/ Конечно, есть исключения, но они достаточно редки, в любом случае, если вам предлагают ровный или с незначительным уклоном участок, будьте внимательны: в Сочи есть умельцы, которые после приобретения участка со склонном, засыпают его и продают в два раза дороже.

Этот «равнинный слой» смоет первый же дождь (для Сочи сильные ливни – не редкость, особенно в конце зимы-начале весны) и может выясниться, что вы купили не «каток», а «горнолыжный спуск».

Поскольку большинство участков в Сочи со склоном, вероятнее всего, именно на таком вам и придется остановиться.

Рынок земельных участков сельскохозяйственного назначения г.

Сегодня НИИ оказался в странной ситуации – он занимается субтропическим растениеводством в городе, где в промышленных масштабах его почти не существует.

Только они могут поставлять в регионы России продукцию, которая не выращивается больше нигде. Но, к сожалению, сельхозпроизводителям со стажем выгоднее собирать арендную плату, а для новых компаний условия не созданы.

Оформление «прирезок» к земельным участкам: новые возможности

Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв.

Земельныйэксперт

Следует отметить, что обычно на это требуется не менее 2-3 месяцев.

Регистрация документа в Росреестре займет 10 дней. Для оформления соглашения о перераспределении земельных территорий могут потребоваться следующие :

  1. справки из БТИ о наличии построек на территории,
  2. заявление заинтересованного лица,
  3. протокол проверки документов и вынесения решения о проведении перераспределения,
  4. заключение кадастрового инженера о возможности проведения процедуры,
  5. кадастровые паспорта наделов,
  6. договоры с третьими лицами о наличии обязательств относительно территорий.
  7. документы, удостоверяющие личность обратившегося,
  8. доверенность на право предоставления интересов собственника земель, если в оформлении участвуют их представители,

Все копии, прилагаемые к договору, подтверждаются оригинальными экземплярами.

Решение № 2-4231/2016 2А-4231/16 от 6 июля 2017 г.

по делу № 2-4231/2016

Суд счёл возможным рассмотреть дело при данной явке сторон, что не противоречит требованиям ст. Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные письменные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Администрация отказала в получение земельного участка в г.Сочи

МоскваОбщаться в чате

Скажите, а данный участок сформирован, границы установлены?

17 Августа 2017, 20:32 Ответ юриста был полезен? + 1 — 0 Свернуть Уточнение клиента Он стоит на кадастровом учете, присвоен кадастровый номер. 17 Августа 2017, 20:34 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Особенности изъятия земельных участков для строительства олимпийских объектов в г. Сочи

Общий порядок и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, с возмещением убытков гражданам и юридическим лицам, регулируется нормами ГК РФ и ЗК РФ, закрепившими специальный правовой механизм, направленный на недопущение произвольного и некомпенсируемого изъятия земельного участка. В то же время Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Cочи, развитии города Cочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 1) Российская Федерация. Законы. Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон: [принят Гос.Думой 1 декабря 2007 г.: по состоянию на 28 июня 2014 г. ] //Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6071.) (далее по тексту Закон № 310 - ФЗ) были установлены исключения из общего правила, не только упростившие процесс изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях организации и проведения зимних Олимпийских иго и Паралимпийских игр, но и установившие льготные условия возмещения причиняемого вреда гражданам и отдельным юридическим лицам.

Содержание данного Закона № 310 - ФЗ включает в себя необходимость ускоренного освобождения земель для размещения и строительства спортивных олимпийских объектов, в связи с взятыми на себя обязательными Федеральными государственными органами исполнительной власти. Кроме того государственные органы исполнительной власти не должны осуществлять ускоренную деятельность по изъятию земель, поскольку это может привести к игнорированию и ущемлению прав и интересов граждан и юридических лиц, которые не только имеют эти земельные участки, но и могут быть стеснены застройкой спортивной инфраструктуры.

Указанным Законом № 310 - ФЗ дополнен перечень условий, допускающих изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, содержащийся в ст. 49 ЗК РФ. Согласно ст. 15 Закона № 310 - ФЗ изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд допускается:

- в целях размещения олимпийских объектов,

- в целях развития территории, к прилегающих к олимпийским объектам. Здесь следует иметь в виду, что изъятие земель по указанному Закону будет осуществляться только на территории Краснодарского края и только в период с 1 января 2008 года по 1 января 2014 года.

Законом № 310 - ФЗ закреплен и особый порядок изъятия земель для строительства олимпийских объектов. Особенность проявляется в том, что решение об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края на условиях подачи соответствующего заявления «Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», а в случае, если строительство олимпийского объекта федерального значения предусмотрено за счет выделенных средств из федерального бюджета, то администрация Краснодарского края принимает решение на основании заявления организации, осуществляющие такое строительство.

Следует отметить, что Закон № 310 - ФЗ отменил государственную регистрацию решения государственных органов власти об изъятии земельных участков для олимпийских нужд в органах Госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данное нововведение расценивается некоторыми экспертами как «очередной удар по системе регистрации прав на недвижимое имущество». По мнению А. Лазаревского, система регистрации создавалась на презумпции того, что в ней отражены имеющиеся права и обременения недвижимости. Потеря же доверия к действительности сведений системы регистрации прав не может быть оправдана возможными аргументами об экономии времени и средства.1 1) Лазаревский, А. Изъятие и поделить по олимпийски /А. Лазаревский // Эж- Юрист. 2007. № 48. С. 3.)

На наш взгляд, это авторское суждение имеет право на существование. Принятый Закон № 310 - ФЗ предполагает свою срочность в исполнения, однако по завершении строительства спортивных объектов и окончании проведения зимних Олимпийских игр формализация (учет и регистрация) осуществленных изменений в земельных участках, а так же прав на них должна быть произведена. И об этом должны будут позаботиться как администрация Краснодарского края, так и органы Госрегистрации России.

Особенность порядка изъятия земельных участков для размещения олимпийских объектов в Краснодарском крае обусловлена и сокращенными его сроками. Так, в течении семи дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков для оно должно быть опубликовано в официальном печатном издании и размещено на сайте в сети Интернет Краснодарского края и муниципального образования «Город - курорт Сочи». Кроме того, о принятом решении в недельный срок уведомляются все собственники земельных участков, а так же иные землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию.

В уведомлениях и публикациях таких решений обязательно указываются:

а) место и время приема администрацией Краснодарского края или органом местного самоуправления муниципального образования «Город - курорт Сочи» граждан и юридических лиц по вопросам изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества,

б) место и время ознакомления лиц, у которых изымаются земельные участки и другая недвижимость, с проектами соглашений, заключаемых в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества.

Оценку изымаемого недвижимого имущества установлено проводить только профессиональным оценщикам, с которыми администрация Краснодарского края, совместно с саморегулируемой организацией - «Корпорацией оценщиков» в течении семи дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков заключает конкретный договор. Законом № 310 - ФЗ закреплены различные правила оценки ограниченных вещных прав на земельный участок для юридических и физических лиц. Так, при проведении оценки рыночной стоимости недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, принадлежащим гражданину, которое прекращается в связи с изъятием, такое право оценивается как право собственности на указанный земельный участок.

Таким образом, граждане, не успевшие переоформить свои ограниченные вещные права на право собственности, все равно обладают возможностью наравне с собственниками земельных участков получить рыночную стоимость за свои используемые земельные участки, что, безусловно, является важной гарантией защиты их имущественных прав и интересов. Следует иметь в виду, что право на получение компенсаций на статусе собственника за изымаемые земельные участки, но зарегистрированные на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения предоставлено только гражданам, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность.

Иные условия установлены для юридических лиц. При проведении оценки рыночной стоимости объекта недвижимости у юридического лица его право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которое прекращается в связи с изъятием этого земельного участка в целях размещения олимпийских объектов, оценивается как право арендатора земельного участка, со сроком аренды в 49 лет. Несмотря на то, что по Закону от 25 октября 2001 г. № 137 - ФЗ за юридическими лицами до 1 января 2013 года закреплено право выбора (при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков): взять земельный участок в аренду или приобрести в собственность.

В данных обстоятельствах законодатель самостоятельно определяет форму владения земельным участком для установления размера компенсаций в целях ускорения режима застройки территорий олимпийскими объектами.

На основании материалов отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков и иной недвижимости, подготовленного в течение не более чем 30 дней со дня заключения договора, администрация Краснодарского края осуществляет подготовку проекта соглашения о порядке и размера возмещения убытков, причиняемых гражданам и юридическим лицам путем правомерного изъятия у них недвижимого имущества. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилагающих к олимпийским объектам, должно содержать:

- выкупную цену земельных участков, иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенных на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности,

- рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением,

- иные существенные условия, которые, по мнению сторон, следует отнести к таковым.

Соглашением о компенсациях за изъятие земельных участков может предусматривать два варианта: либо предоставление другого земельного участка, иного недвижимого имущества взамен изымаемого, либо возмещение стоимости изымаемого имущества и понесенных убытков в денежном эквиваленте.

Проект конкретного соглашение должен быть предоставлен государственным органом, принявшим решение об изъятии участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества.

И наконец, в случае, если соглашение не заключается в течение двух месяцев со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки, была предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или администрация муниципального образования «Город - курорт Сочи» вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества. Принятое судом решение об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.

Следует отметить, что лица, у которых изымаются земельные участки или иное недвижимое имущество в целях строительства олимпийских объектов, изначально ограничены в защите своих прав в судебном порядке.

Во - первых, немедленное исполнение решения суда лишает их возможности требовать при обжаловании в вышестоящих инстанциях возвращение изъятого земельного участка (и иного недвижимого имущества).

Во-вторых, возможность оспаривания размера выкупа также ограничена правилом, согласно которому выкупная цена земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. а также размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, не могут превышать размеры, установленные в отчетах об оценки конкретной недвижимости1 1) Разгельдеев, Н.Т. Особенности изъятия земельных участков для государственных нужд в целях строительства спортивных объектов XXII зимних Олимпийских игр /Н. Т. Разгельдеев, К. А. Елистратов // Правовая культура. 2012. № 2(13). С. 144 - 148.).

На наш взгляд, указанные ограничения не только ускоряют изъятие земель для застройки олимпийскими объектами, но и вполне компенсируют интересы лиц установленными льготными условиями и размерами возмещения убытков.

Таким образом, процедура изъятия земельных участков для государственных ли муниципальных нужд в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта существенна упрощена и сокращена в сроках, при полном обеспечении имущественных прав и интересов граждан и юридических лиц. Это обусловлена тем, что сроки самого строительства олимпийских объектов, крайне сжаты, в то время как часть земли, на которой планируется возводить данные объекты не находятся в государственной собственности. По действующему гражданскому и земельному законодательству порядок изъятия земельных участков занимает продолжительное количество времени, в связи, с чем необходимо было найти баланс между интересами России в организации зимних Олимпийских игр и нуждами и интересами лиц, являющихся владельцами участников, находящихся на территориях строительства олимпийских объектов.

Проведенный анализ действующего Закона № 310 - ФЗ показывает, что не по всем вопросам найден такой баланс, однако окончательные выводы можно будет сделать только после практического осуществления упрощенной процедуры изъятия земельных участков для размещения олимпийских объектов. Причем законность и обоснованность реализации процесса изъятия земли и иной недвижимости, с компенсацией причиняемого ущерба, в значительной степени будет зависеть от правомерной деятельности должностных лиц органов исполнительной власти.

Вступил в силу еще один закон, регулирующий упрощенный порядок изъятия земель. Так ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 года «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1 1) Российская Федерация. Законы. Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер.закон: [принят Гос.Думой 05.04.2013 г.: по состоянию на 02.12.2013 г. ] // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1651.) регулирует отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве.

Анализ Федерального закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет сделать вывод, что он противоречит нормам Конституции РФ, ГК РФ, ЗК РФ, ГрК РФ.

Данный закон противоречит гарантиям собственности, установленным п. 3 ст. 35 Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения»2 2) Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: официальный текст. М.: «Тандем». 2009. С.18.) и дублирующей ее ст. 55 Земельного кодекса РФ. Закон может стать инструментом для перераспределения земли и недвижимости от одних собственников другим. Государство окажется лишь передаточным звеном этого перераспределения.

Закон позволяет принимать проекты планировки и межевания территорий, предназначенных для изъятия, без общественных слушаний, предписанных федеральным и городским градостроительными кодексами. Земли для размещения объектов государственного или регионального значения предполагается резервировать и изымать без документов территориального планирования, что запрещено российским ГрК РФ. Список объектов государственного и регионального назначения определен нечетко: на высвободившейся земле можно построить не только административное здание, жилье или дорогу, но и торговый или развлекательный комплекс.

На подписание соглашения между городскими властями и собственником отводится три месяца, оценщиков должны определять госорганы. На всю процедуру изъятия земель отводится пять месяцев вместо предусмотренных ЗК РФ и ГК РФ 1,5 года. Зато иск о принудительном выкупе или изъятии участка можно предъявить в течение трех лет после решения. Судебный спор о размере убытков и издержек или соразмерности участка, предоставленного взамен изъятого, не приостанавливает исполнения решения о передаче земли под госзастройку. Само решение - достаточное основание для сноса расположенных на участке строений. Если заказчик строительства намеревался изъять (выкупить) часть участка, а оставшуюся часть и расположенные на нем здания затруднительно использовать, то изымается весь участок. Еще одна деталь: если собственник не согласен с государственной оценкой, он направляет возражения муниципальным или городским властям. Однако чиновники могут (а не обязаны) рассмотреть претензии и отвергнуть их, не утруждая себя мотивацией. Примечательно и то, что участок, предназначенный для госнужд, можно передавать в залог, в субаренду третьим лицам, вносить в качестве уставного капитала.

Смотрите видео: Минниханов дал добро на создание судостроительного кластера (none 2019).