Вопросы к Юристу

Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в области таможенного дела Кормаков Геннадий Александрович

Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой. Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию.

Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах.

Гражданско-правовая ответственность в сфере таможенного дела

. В ст. 25.1 КоАП закреплены процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе о НТП, а именно: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, другие права. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о нарушении таможенных правил, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

. Согласно ст. 25.2. КоАП потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым НТП причинен имущественный или моральный вред.

Гражданско-правовая ответственность таможенного представителя Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Институт таможенных представителей нацелен на эффективное взаимодействие таможенных органов и частных субъектов, основанное на профессионализме и компетентности лиц, оказывающих посреднические услуги в рамках таможенного оформления, таможенного контроля, исчисления и уплаты таможенных платежей.

16 КоАП РФ), во втором — за неисполнение условий договора, заключенного между ним и представляемым лицом. В п.

Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в области таможенного делатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

Естественно, что обозначенная сущность теснейшим образом связана не только с публичным правом, но и с частным, главным образом с гражданским правом, и проявляется именно в этой области.

Являясь одним из естественных публично-правовых инструментов ограничения свободы частной предпринимательской деятельности, таможенное регулирование в настоящее время стало испытывать все большее влияние частно-правовых средств. Изучение с позиции науки гражданского права складывающегося механизма таможенного регулирования, основанного на сочетании гражданско-правовых и публичных средств, выявление роли и функций указанных частно-правовых средств должно привести к более точному пониманию правовой природы и генезиса взаимовлияния частного и публичного права.

Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в области таможенного дела

Систему исключительно публично-правовых средств этого регулирования следует обозначить как правовое ограничение (обременение) предпринимательской деятельности.

В общем виде гражданское право России призвано обеспечить выполнение следующих общественных интересов: незыблемость основных начал гражданского законодательства, эффективную организацию общественной жизни РФ институтами гражданского общества, неприкосновенность всех форм собственности, обеспечение эффективной защиты гражданских прав, в том числе и судебной, установление пределов осуществления гражданских прав, предотвращение злоупотребления правом.

Гражданско-правовой договор — что такое?

По регулируемой деятельности:

Гражданско-правовой трудовой договор имеет ряд отличий от обычного привычного всем трудового договора.

К главным отличиям относятся:

  1. гражданско-правовые отношения предполагают своей целью конечный результат, а трудовые отношения являют собой процесс трудовой деятельности сотрудника,
  2. подписывая гражданско-правовой договор (что такое ГПД, рассматривалось ранее) с физлицом, следует понимать, что гарантии, предусмотренные законом, на него не распространяются (это гарантии на выплату зарплаты, на оплату больничного или отпуска, на совмещение работы с обучением и т.
  3. сторонами трудового соглашения являются заказчик и исполнитель, а стороны договора – это работодатель и сотрудник,

Гражданско-правовая ответственность таможенного представителя (Вергуш К.В.)

, во втором — за неисполнение условий договора, заключенного между ним и представляемым лицом.В п.

6 ст. 60 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено следующее правило: при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами. Требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно и декларанту, и таможенному представителю (п. 4 ст. 150 названного Закона).

Договорное регулирование в области таможенного дела

Гражданско-правовые договоры, заключаемые субъектами таможенного права, являются наиболее ярким примером использования гражданско-правовых средств в механизме правового регулирования отношений в области таможенного дела.

Не все договоры, имеющие отношение к таможенному делу, являются гражданско-правовыми. К таковым не относятся межгосударственные договоры и соглашения в области таможенного дела, соглашения РФ с субъектами федерации (в последнее время данный инструмент не применяется), а также различные соглашения о сотрудничестве таможенных органов с иными органами исполнительной власти.

В гражданском законодательстве урегулированы общие принципы заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, применяемых и в области таможенного дела. Гражданско-правовой метод регулирования наиболее ярко проявляется в таможенном деле именно при регламентации договоров.

В данной области можно выделить следующие группы гражданских договоров: - внешнеэкономические контракты, заключаемые субъектами предпринимательской деятельности. В данном случае частноправовое соглашение подчиняется нормам международного экономического права, внутреннему законодательству о внешнеторговой деятельности. Таможенное законодательство непосредственно данную группу договоров не предусматривает и не регулирует. Однако при исполнении такого договора таможенные правила подключаются как обременения публичного порядка. Данная группа договоров имеет лишь косвенное отношение к предмету настоящего исследования и поэтому в данной работе не анализируется, - договоры частных лиц с таможенными брокерами, таможенными перевозчиками и владельцами таможенных складов, т.е. с частными специальными субъектами отношений в области таможенного дела. В данном случае заключаемые договоры прямо предусмотрены в таможенном законодательстве, которое содержит ряд дополнительных требований и ограничений по отношению к субъектам сделок. Наличие требований к таким договорам в таможенном законодательстве принципиально не меняет их гражданско-правовую природу. В таможенном деле присутствуют классические гражданские договоры, - договоры, содействующие деятельности таможенных посредников (в широком смысле слова), например договоры страхования. Сюда можно включить и договоры, заключаемые в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (условно именуемые договорами обеспечительного характера), - договоры таможенных органов, связанные с обеспечением их деятельности.

Отметим случаи, когда в таможенном деле заключаются гражданские договоры каждой из обозначенных групп, а затем на основании проведенного анализа предложим классификацию гражданско-правовых договоров в области таможенного дела.

Внешнеэкономические контракты отличаются тем, что их публично-правовые обременения касаются преимущественно вопросов исполнения договора и не влияют на правовую природу сделки.

Договоры частных лиц с частными специальными субъектами отношений в области таможенного дела, например таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами, строятся на договорной основе. Отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у него возможности осуществить перевозку товаров не допускается (ст. 93 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Статьей 226 ТК РФ установлено, что отношения владельца таможенного склада с лицами, помещающими товары на хранение на таможенный склад, строятся на договорной основе. Причем определено, что отказ владельца таможенного склада открытого типа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Взаимоотношения таможенных органов с лицами, помещающими товары на таможенные склады, строятся в соответствии с Таможенным и Гражданским кодексами РФ (ст. 223 ТК РФ). На договоры таможенного органа с лицами, помещающими товары на таможенный склад, распространяются требования гражданского законодательства, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе (ст. 108 ТК РФ). Отказ владельца склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Схожие нормы установлены ст. 115 ТК РФ в отношении хранения товаров на складах временного хранения таможенных органов. На договор таможенного органа с лицом, помещающим товары на склад временного хранения, распространяются требования гражданского законодательства, установленные для публичного договора. Отказ таможенного органа от заключения договора при наличии возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Принятие товаров на хранение таможенным органом удостоверяется выдачей лицу, поместившему товары на склад временного хранения, квитанции по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.

Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами также строятся на договорной основе (ст. 139 ТК РФ). Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается.

При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами (ст. 143 ТК РФ).

Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если требуется представление обеспечения их уплаты.

При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе: - предоставлять скидки в отношении цены и другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц, - устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требование обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством.

Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом.

Таким образом, договоры второй группы носят публичный характер.

В Гражданском кодексе РФ выделяется особый тип гражданско-правового договора - публичный договор. В статье 426 ГК РФ содержится следующее определение: "Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)".

Коротко рассмотрим особенности публичного договора. Одним из субъектов такого договора выступает коммерческая организация, ее контрагентом может быть любое физическое или юридическое лицо. Имеет значение характер деятельности такой организации: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми лицами, которые к ним обращаются.

Предметом публичного договора являются обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, он может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ в предусмотренных законом случаях Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом (как это имеет место в большинстве случаев), но и постановлениями правительства. Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Один из способов формулирования сторонами условий договора, значительно облегчающих его оформление, заключается в отсылке к условиям различных примерных договоров (ст. 427 ГК РФ). Для этого достаточно, чтобы примерные условия договоров были разработаны применительно к конкретным видам договоров (например, договор купли-продажи нежилых помещений, договор строительного подряда, договор поставки металлопродукции и т.п.). Главное, чтобы эти примерные условия были опубликованы в печати, т.е. были общеизвестны и определимы. В области таможенного дела использовался подобный инструмент. Приказом Государственного таможенного комитета*(1) были утверждены типовые договоры комиссии, ответственного хранения, подряда, поставки.

Договоры обеспечительного характера. Прежде всего, отметим договоры обязательного страхования гражданской ответственности специальных частных субъектов отношений в области таможенного дела. Наличие таких договоров в каждом случае является необходимым условием для включения указанных лиц в специальные реестры.

Таможенный перевозчик должен заключать договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не должна быть менее 20 млн руб. (ст. 94 ТК РФ).

Владелец склада временного хранения заключает (ст. 109 ТК РФ) договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, рассчитывается, исходя из полезной площади или полезного объема, и определяется из расчета 3500 руб. за 1 кв.м полезной площади - если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или из расчета 1000 руб. за 1 куб. м полезного объема - если в качестве таможенного склада используется помещение, но не менее 2 млн руб. Такое же правило введено ст. 227 ТК РФ для владельца таможенного склада.

Условием включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) согласно ст. 140 ТК РФ является наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн руб.

Таможенный кодекс предусматривает также заключение договоров аренды владельцами таможенных складов (ст. 227 ТК РФ). Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, он должен быть заключен на срок не менее 3 лет.

Гражданско-правовыми средствами в таможенном праве осуществляется и обеспечение уплаты таможенных платежей. В ст. 340 ТК РФ названы следующие способы такого обеспечения: - залог товаров и иного имущества, - банковская гарантия, - внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог), - поручительство.

Кроме того, проявлением гражданскоправового метода регулирования общественных отношений является норма указанной статьи, предусматривающая, что обеспечение уплаты таможенных платежей может осуществляться любым из указанных способов, по выбору плательщика. Правда, правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Так, уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования.

Особенностью банковской гарантии в таможенном деле является то, что таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет ФТС (ст. 342 ТК РФ)*(2).

Для банков, кредитных и страховых организаций, включенных в Реестр, Минэкономразвития России устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ. Проценты на сумму денежного залога не начисляются. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату или по желанию плательщика используются для уплаты таможенных платежей, зачета в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таких платежей по другому обязательству перед таможенными органами. Лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка *(3).

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

К группе обеспечительных договоров, на наш взгляд, относятся и договоры, заключаемые для проведения экспертизы при осуществлении таможенного контроля (ст. 378 ТК РФ). Для проведения экспертизы эксперт привлекается на договорной основе. Очевидно, в данном случае заключается договор возмездного оказания услуг. При этом таможенное законодательство вводит некоторые дополнительные обязанности для стороны договора (эксперта): письменную форму заключения эксперта, срок и т.д.

Договоры таможенных органов, связанные с обеспечением их деятельности. Согласно ст. 418 ТК РФ в случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов для совершения операций на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, и других объектах, предусмотренных Кодексом, материально-техническая деятельность таможенных органов в части предоставления средств связи и оргтехники обеспечивается владельцами указанных объектов на основании договора.

Использование таможенными органами не находящихся в федеральной собственности информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения осуществляется на договорной основе. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, занятых в области таможенного дела, эти организации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования. Фактически это единственный безвозмездный договор в области таможенного дела.

Рассмотрим более подробно договоры с участием таможенного брокера. Это наиболее сложная группа договоров в области таможенного дела. В принципе, прибегать к услугам брокера необязательно. Декларировать товары может сам декларант. Современное таможенное законодательство достаточно либерально и предоставляет субъектам возможность самостоятельно выполнять все действия, необходимые при таможенном оформлении. На практике большинство организаций, желающих создать условия для быстрого перемещения импортируемых или экспортируемых товаров, предпочитает прибегать к услугам специализированных организаций. Это позволяет ускорить осуществление таможенных процедур.

Таможенный кодекс РФ (как и Таможенный кодекс РФ 1993 г.) использует для обозначения профессионального таможенного посредника название "таможенный брокер". Однако новый Таможенный кодекс РФ внес определенные требования к таможенным брокерам*(4). Установлен публичный характер договоров таможенного брокера. При этом таможенный брокер (представитель) вправе ограничить сферу своей деятельности.

Отношения между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным брокером оформляются гражданско-правовым договором. Таможенным кодексом РФ внесены принципиальные изменения, касающиеся формы договора. Так, в ст. 157 ТК РФ 1993 г. в императивной форме была установлена обязанность нотариального заверения договоров, заключаемых таможенным брокером. Необходимо отметить, что правоприменительная практика несколько скорректировала данное положение. Правительством РФ оно было изменено, поскольку Положением о таможенном брокере*(5) установлены случаи, когда нотариальное заверение заключаемых им договоров не требовалось. Легитимность приведенной нормы Положения о таможенном брокере вызывала серьезные сомнения у юристов, однако практика продемонстрировала невозможность и нецелесообразность нотариальной регистрации всех договоров.

Таможенный кодекс РФ не устанавливает обязательной нотариальной формы для договоров, заключаемых таможенным брокером. Нотариальное заверение такого договора может потребоваться лишь в том в случае, если данная обязанность по соглашению сторон будет предусмотрена в договоре*(6).

Изменился также вид договора, подлежащего заключению с таможенным брокером. Ранее таможенный брокер совершал операции по таможенному оформлению товаров от собственного имени (п. 2 Положения о таможенном брокере), т.е. основу отношений между клиентом и таможенным брокером составлял агентский договор, к которому применялись правила о договоре комиссии. Кроме того, в соответствии со ст. 172 Таможенного кодекса РФ 1993 г. брокер наряду с лицом, перемещающим товары и транспортные средства, выступал при таможенном оформлении в качестве декларанта.

Договоры комиссии, поручения и агентирования объединяет то, что все они направлены на совершение комиссионером, поверенным или агентом юридических действий.

Отличие договоров об оказании юридических услуг состоит в том, что правовой результат для комитента, доверителя или принципала достигается через посредство иных лиц (отсюда и широко распространенный термин "посредники" или "посреднические договоры"). При этом не имеет значения, от чьего имени выступает посредник (от своего собственного или от чужого), главное, что он действует в интересах комитента, доверителя или принципала, приобретая, изменяя или прекращая гражданские права последнего путем совершения сделок или иных юридических действий, т.е. событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Определение договора комиссии дано в п. 1 ст. 990 ГК РФ. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить сделку (или несколько сделок) от своего имени, но за счет комитента. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если комитент был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по ее исполнению.

Из определения договора комиссии следует, что он направлен на предоставление комиссионером только одного вида услуг, т.е. на совершение сделок (заключение договоров с третьими лицами в соответствии с указаниями комитента). Обязуясь по поручению комитента и за его счет совершить от своего имени одну или несколько сделок с третьими лицами, комиссионер становится и стороной (участником) таких сделок и приобретает по ним права и обязанности, которые затем должен будет передать комитенту. Таким образом, при исполнении договора комиссии посредник выступает стороной, как минимум, в двух обязательствах: в качестве комиссионера по договору комиссии и в качестве продавца или покупателя по договору купли-продажи или стороны в другом договоре (в зависимости от вида совершаемой сделки).

Действующий Кодекс установил, что таможенные операции совершаются таможенным брокером (представителем) от имени декларанта. В соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ декларантами могут выступать, в частности, лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации. Наиболее частой ситуацией является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации в связи с совершением внешнеэкономической сделки. В подобной ситуации декларантом выступает российское лицо, совершившее такую сделку или от имени и по поручению которого сделка совершена, например российская организация, которая по договору поставки является покупателем. Таким образом, при таможенном оформлении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров в соответствии с договором поставки таможенный брокер (представитель) действует от имени декларанта, т.е. покупателя по договору поставки.

Отношения представительства регулируются уже не таможенным, а гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ). Иногда договор с таможенным брокером относят к отношениям коммерческого представительства (возможно, под влиянием западных представлений о торговом представительстве). Экономисты не придают значения тому, наделен ли представитель полномочиями на заключение сделки и от чьего имени он действует. Юристы же, напротив, рассматривают в качестве представителя только то лицо, которое уполномочено совершением юридических действий создавать права и обязанности для представляемого лица*(7).

Юридически представительство можно определить как отношение, в силу которого одно лицо (представитель) совершает юридические действия от имени другого лица (представляемого). Если эти действия совершены в пределах предоставленных представителю полномочий, то их правовые последствия возникают непосредственно для представляемого лица. Если речь идет о договоре, то вытекающие из него права и обязанности прямо переходят к представляемому лицу*(8).

В западных правовых школах отмечается, что представительство, именуемое коммерческим или торговым, не тождественно гражданскому представительству, несмотря на то, что произошло от него. Французский исследователь вопросов представительства M. Bouteloup справедливо отмечает, что "понятие коммерческого представительства, безусловно происходящее от классической концепции гражданского представительства, но в действительности заимствованное из разговорного языка, имеет свои особенности, которые делают его автономным понятием"*(9).

Коммерческое представительство фундаментально отличается от гражданского. Предметом гражданского представительства являются юридические действия, совершаемые представителем. Торговый же представитель осуществляет либо юридические и физические действия, либо только физические. Во всяком случае, представительство sensu stricto подразумевает осуществление только юридических действий, цель которых - создать, изменить или прекратить правоотношения.

В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо (предприниматель), постоянно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. Учитывая, что таможенный брокер (представитель) не заключает от имени предпринимателей договоров в сфере предпринимательской деятельности, к отношениям таможенного брокера с клиентом не могут применяться отношения коммерческого представительства.

Возникает вопрос по поводу вида договора, который должен заключаться таможенным брокером (представителем) после изменения таможенного законодательства. По нашему мнению, в контексте п. 2 ст. 139 ТК РФ отношения с таможенным брокером должны строиться на основании договора поручения или агентского договора, к которому применяются правила договора поручения. С учетом данного обстоятельства одной из обязанностей клиента, обратившегося к таможенному брокеру, является выдача доверенности для совершения таможенных операций с его товарами и транспортными средствами.

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971 ГК РФ). Из определения договора поручения следует, что поверенный осуществляет деятельность от имени другой стороны - доверителя, в то время как таможенный брокер действует от своего собственного имени. Такая норма специально оговорена в ст. 159 ТК РФ.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Исходя из формулировки агентского договора, агент должен совершать юридические и фактические действия в совокупности (либо только юридические, что позволит трактовать агентский договор как комиссию или поручение, либо и то и другое вместе).

Учитывая изложенное, нужно иметь в виду, что при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств все права и обязанности возникают не у таможенного брокера, а непосредственно у организаций, которые распоряжаются этими товарами и транспортными средствами, т.е. у декларантов.

Для определения характера отношений брокера (представителя) с таможенными органами законодатель установил следующее. При совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и уполномочившее его лицо, т.е. клиент. Вместе с тем, данные положения гражданского и таможенного законодательства не означают отсутствия у таможенного брокера (представителя) ответственности за свои действия.

Таможенное законодательство также установило для брокера повышенную ответственность по сравнению с ответственностью поверенного гражданскому законодательству. В частности, согласно ст. 144 и ст. 320 ТК РФ таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность за уплату таможенных платежей, как и декларант. Статьей 348 ТК РФ установлено, что таможенные пошлины и налоги принудительно взыскиваются с лиц, ответственных за их уплату. Таким образом, если клиент (декларант) не уплатил, несвоевременно уплатил или неправильно исчислил таможенные платежи, то таможенный орган вправе взыскать причитающиеся суммы, в том числе с таможенного брокера (представителя). Если у декларанта неблагоприятное имущественное положение, то фактически все бремя ответственности ложится на таможенного брокера.

Вероятно, в связи с наличием повышенной ответственности таможенного брокера перед таможенными органами действующее законодательство устанавливает, что он вправе выступить в качестве поручителя за уплату таможенных платежей представляемым им лицом. Данная норма предоставляет брокеру возможность на платной основе предоставить клиенту, кроме услуг по совершению таможенных операций, дополнительный сервис - поручительство перед таможенными органами. Подобная дополнительная услуга оформляется путем заключения отдельного договора поручительства между таможенным органом и поручителем, в данном случае - таможенным брокером. Условия, на которых таможенный брокер оказывает подобную услугу своему клиенту, определяются соглашением сторон.

Как можно организовать выполнение таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров или транспортных средств? Законодательство прямо не предусматривает особых положений, регулирующих данную процедуру. В связи с этим выстраивание правовой схемы для определения характера отношений между экспедитором и таможенным брокером (представителем) основывается на толковании права. С учетом того, что таможенный брокер (представитель) совершает таможенные операции на основании договора, в частности декларирует товары, следует определить, всякое ли лицо может быть стороной по подобному договору.

В соответствии с Таможенным кодексом РФ декларирование товаров осуществляется декларантом или таможенным брокером по выбору декларанта. При необходимости декларирования товаров таможенный брокер должен заключить договор именно с декларантом. В связи с этим возникает вопрос, может ли экспедитор быть расценен в качестве декларанта?

Если перемещение товаров через таможенную границу связано с внешнеэкономической сделкой, стороной по которой выступает российская организация, то экспедитор не может быть признан лицом, подпадающим под признаки декларанта. В данной ситуации согласно ст. 126 ТК РФ декларантом выступит российская организация, являющаяся стороной по сделке. Соответственно, и договор с таможенным брокером должен быть заключен указанной российской организацией. Однако возможны ситуации, когда товар перемещается через таможенную границу Российской Федерации без заключения сделки, одной из сторон которой является российская организация, например при международном таможенном транзите. В данной ситуации применимы нормы п. 2 ст. 16 ТК РФ, согласно которым декларантом может быть лицо, выступающее в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем. Этим лицом может являться экспедитор.

Таким образом, экспедитор вправе заключить с таможенным брокером договор от собственного имени лишь в случае, когда перемещение товара, находящегося под таможенным контролем, через таможенную границу не связано с совершением российским резидентом внешнеэкономической сделки. Однако в транспортном бизнесе укоренилось понятие доставки импортируемого или экспортируемого груза "от двери до двери", что стимулирует разработку юридических схем, позволяющих оказывать полный спектр услуг при минимальном беспокойстве клиента.

Может показаться, что положения таможенного законодательства препятствуют реализации подобных естественных для частноправового порядка решений. При творческом подходе данное препятствие можно нивелировать. Традиционно экспедитор, выполняя что-либо в интересах своего клиента, действует от собственного имени, что по перечисленным причинам не позволяет ему заключить договор с таможенным брокером. Однако договор транспортной экспедиции может быть заключен таким образом, что экспедитор обязан действовать от имени своего клиента (получателя или отправителя товара). Данная конструкция позволит экспедитору, действующему от имени клиента на основании доверенности, самостоятельно подписать договор с таможенным брокером. В результате стороной по такому договору будет не экспедитор, а его клиент, т.е. в соответствии с таможенным законодательством стороной по договору с таможенным брокером выступит декларант.

Проведенный анализ позволяет говорить о системе гражданско-правовых договоров, оформляющих отношения в области таможенного дела. Предлагается следующая общая классификация соглашений в рамках данной системы: - во-первых, могут быть выделены гражданско-правовые договоры между субъектами частных (гражданских) отношений в области таможенного дела: публичные договоры частных лиц с таможенными брокерами, таможенными перевозчиками и владельцами таможенных складов, договоры, содействующие деятельности таможенных посредников (в широком смысле слова), например договоры страхования, - во-вторых, можно отметить гражданско-правовые договоры, связанные с обеспечением деятельности таможенных органов. Данные соглашения заключаются с участием публичных лиц, что не влияет на их гражданско-правовой характер.

Внешнеэкономические договоры, заключаемые субъектами предпринимательской деятельности, и иные подобные договоры, заключаемые субъектами гражданского права, не входят в систему гражданско-правовых договоров, оформляющих отношения в области таможенного дела, поскольку предмет этих соглашений формируется за пределами таможенных отношений.

судья Федерального арбитражного суда Поволжского округа

Правосудие в Поволжье", N 1, январь-февраль 2008 г.

Понятие таможенного регулирования. Место гражданско-правовых средств в механизме таможенного регулирования

В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 1) таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенное регулирование в России осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В подобной системе государственного регулирования усматривается определенная специфика, так как две указанные области имеют различные задачи, используют различные методы и средства правового воздействия.

Необходимо отметить, что таможенное регулирование в соответствии с Конституцией России (ст. 71)2 находится в ведении Российской Федерации.

Территория России составляет единую таможенную территорию, включающую в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию.

Таможенной границей являются пределы таможенной территории России, а также пределы вышеупомянутых внешних территорий исключительной экономической зоны и особых экономических зон внутри РФ. Таможенная граница по общему правилу совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением оговоренных случаев. .

Как уже было отмечено, таможенное регулирование касается правил реализации прав на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таким образом, товары и транспортные средства выступают в виде объектов правового регулирования в соответствующей области. Под товаром понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства - любое морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами (ст. 11 Таможенного кодекса).

В наименовании настоящей работы используется еще одно широко применяемое понятие - таможенное дело. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу3.

Данное определение представляется узким, так как касается лишь таможенных органов, тогда как таможенной деятельностью в принципе могут заниматься и иные субъекты. Под делом вообще понимается деятельность в какой-либо сфере: горное дело, военное дело и т.п. Отсюда таможенное дело можно понимать как деятельность в таможенной сфере, все связанное с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.4

Цели таможенного регулирования даже в общем виде не обозначены в законодательных актах. Однако очевидно, что главной целью является обеспечение экономической безопасности страны в самом широком смысле. Таможенная политика государства направлена прежде всего на достижение указанной общей цели. Одной из проблем соотношения права и политики является проблема законодательного закрепления и определения политики. В законодательстве нет определения политики, хотя в отдельных нормативных актах это слово употребляется. В области таможенного регулирования проблема законодательного определения и закрепления государственной политики была рассмотрена С.Н. Овчинниковым.

Общая характеристика гражданско-правового метода регулирования общественных отношений. Использование гражданско-правового метода в отдельных подразделениях публичного права

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов воздействия права на общественные отношения.

Предмет является материальным критерием разграничения норм права по отраслям, а метод служит дополнительным юридическим критерием, так как он произволен от предмета. В юридической науке общепризнанным является положение о том, что основным критерием самостоятельности отрасли права выступает наличие самостоятельного предмета и метода правового регулирования. Метод правового регулирования имеет следующие структурные компоненты:

а) установление границ регулируемых отношений,

б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов,

в) наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющими им вступать в разнообразные правовые отношения,

г) определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений71.

Причем вопросы ответственности по таможенному и административному законодательству имеют ряд особенностей. Например, не допускается правопреемство. Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 мая 2001 г. № 484/01 отмечается, что ответственность за нарушение таможенных правил несет лицо, совершившее правонарушение. Поскольку ТК РФ не предусматривает правопреемство в отношении административной ответственности за нарушение таможенных правил при реорганизации юридического лица, а норма ПС РФ о правопреемстве при реорганизации юридических лиц не применяется к таможенным отношениям, следовательно, отмена решения суда о признании недействительным постановления таможни о привлечении к ответственности правопреемника юридического лица, нарушившего.

Метод правового регулирования можно понимать как набор юридических инструментариев, посредством которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников общественных отношений установлений73.

Если исходить из того, что отношения в области таможенного дела представляют собой разноотраслевые отношения, т.е. отношения, регулируемые нормами разных отраслей права, то можно считать, что в соответствующей сфере используются методы и принципы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Этот подход является вполне рациональным, поскольку в так называемых традиционных отраслях права метод и принципы регулирования уже давно сложились и выдержали испытания практикой.

Например, признаками гражданско-правового метода регулирования общественных отношений выступают юридическое равенство участников отношений, инициативность, правонаделение, имущественный характер гражданско-правовой ответственности, преимущественное использование диспозитивного способа правового регулирования. Очевидно, что многие признаки гражданско-правового метода используются в регулировании отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, либо с их участием, в том числе и в сфере таможенного дела. При осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности основополагающие начала гражданского права также должны соблюдаться.

Несмотря на то, что метод правового регулирования является одной из определяющих категорий гражданского права, в отечественной цивилистике методам правового регулирования было уделено сравнительно немного внимания. Существует лишь одна комплексная классическая работа В.Ф.Яковлева . Категория метода рассматривалась в юридической литературе, как правило, при изучении других проблем права. Тем не менее значительный вклад в осмысление указанной категории внесли такие известные ученые, как СИ. Аскназий, Н.Г. Александров, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Ю.К. Толстой, P.O. Халфина, Б.Б. Черепахин и другие.

Особенности правового воздействия на регулируемые отношения оказываются юридическими признаками самого права.

Как отмечается в юридической литературе, одним из признаков отраслевого метода правового регулирования является особенность разрешения юридических конфликтов, причем для гражданского права характерен в основном судебный порядок . В праве публичном, напротив, широко применяется и так называемый административный порядок разрешения юридических конфликтов. Однако судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что и в сфере публичного права наиболее эффективным является судебный порядок урегулирования конфликтов, связанных с нарушением прав частных субъектов. С другой стороны, защита прав налогоплательщиков во внесудебном порядке свидетельствует об обратной тенденции. Таким образом, можно заключить, что наиболее эффективная защита частных прав при помощи суда, а не в административном порядке, характерна для всей системы отечественного права.

Использование в области таможенного дела гражданско-правового метода не вызывает сомнений. Во-первых, в данной области присутствуют субъекты гражданского права, выражающие свою правосубъектность средствами гражданского права, во-вторых, ряд правоотношений возникает по гражданско-правовым основаниям (например, на основании договора).

Необходимо ответить на важные вопросы: какова специфика гражданско-правового метода правового регулирования в отношениях, связанных с таможенным делом, не приводит ли данная специфика к качественной модификации гражданскоправового метода, не приводит ли данная специфика и взаимовлияние частных и публичных методов к появлению самостоятельного отдельного метода правового регулирования, характерного для таможенного права?

Гражданско-правовое нормативно-статусное регулирование в области таможенного дела

Как уже было отмечено в главе 1, нормы о субъектах отношений в области таможенного дела по существу являются отсылочными к гражданскому законодательству - основы правового статуса различных лиц заложены в ГК РФ. Рассмотрим вопрос о субъектах таможенного права с точки зрения исследования их гражданско-правового статуса, наличия гражданско-правовой правосубъектности.

Традиционно под субъектами таможенного права понимаются участники таможенных правоотношений". Субъектами таможенного права являются:

- государственные служащие таможенных органов и таможенных организаций,

Для удобства можно разделить указанных лиц на две группы - лиц публичного и частного права. При всей условности подобной классификации она позволяет выделить наиболее существенные особенности правого статуса и особенности участия в таможенных правоотношениях.

Выясним особенности гражданско-правового положения таможенных органов. В соответствии со ст. 401 Таможенного кодекса РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

В систему таможенных органов входят:

1) Федеральная таможенная служба (ФТС),

2) региональные таможенные управления,

4) таможенные посты.

Компетенция таможенных органов, на наш взгляд, может быть разделена на гражданско-правовую и таможенную. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций (условно можно именовать таможенной компетенцией) определяется ФТС. Правовая регламентация гражданско-правовой компетенции более сложна и зависит, прежде всего, от наличия статуса юридического лица.

Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления и таможни являются юридическими лицами. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (в настоящее время это Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России)100, а таможенных постов - ФТС, по согласованию с федеральным министерством. Уже это выделяет таможенные органы из массы юридических лиц.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС, по согласованию с Минэкономразвития России.

Положение о Федеральной таможенной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе»101 (с изменениями от 10 июня 2005 г.).

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством России.

Вопросы компетенции таможенных органов урегулированы и в Приказе Федеральной таможенной службы от 12 января 2005 г. № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне».

ГОСЫ_1 / 70. Гражданско-правовая ответственность таможенных органов Российской Федерации

70. Гражданско-правовая ответственность таможенных органов Российской Федерации.

Понятие таможенного органа, государственного служащего таможенного органа РФ. Понятие и особенности гражданско-правовой ответственности таможенных органов РФ. Основания привлечения государственных служащих таможенных органов РФ к гражданско-правовой ответственности в порядке регресса. Порядок предъявления регрессного требования к государственному служащему таможенных органов РФ. Роль государства в возмещении ущерба, причиненного государственными служащими таможенных органов РФ физическим и юридическим лицам.

Таможенные органы РФ – это государственные органы, обладающие властными полномочиями, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы, это органы исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов заключается в повседневной практической организации решений вопросов, которые связанны с таможенным делом. Основным в деятельности таможенных органов является выполнение своих функций и полномочий в сфере организации: перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.

Отнесены к числу правоохранительных органов. В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают: экономический суверенитет и экономическую безопасность РФ, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы проводят борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по занимаемой им должности в таможенных органах и организациях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и которому присвоено специальное звание.

Гражданско-правовая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности. Она состоит в юридической обязанности субъекта права нести предусмотренные нормами права отрицательные (неблагоприятные) последствия за совершенное правонарушение, выражающиеся в лишении правонарушителя имущественных прав (благ) в пользу потерпевшего.

Как известно, существует два вида гражданско-правовой ответственности – договорная (в случае нарушения договоров) и внедоговорная, наступающая в связи с причинением вреда.

Гражданско-правовая договорная ответственность- это принудительное применение к нарушителю договора мер (санкций) имущественного воздействия, оказывающих влияние на экономическую сферу нарушителя, обеспечивающих такое имущественное положение кредитора, которое сложилось бы при исполнении нарушителем взятых на себя в соответствии с договором обязательств и стимулирующих нормальные отношения между участниками гражданского оборота.

Внедоговорная ответственностьимеет место, когда вред, убытки или иные последствия причинены потерпевшей стороне лицом, не состоящим с ней в договорных отношениях, например, вследствие причинения вреда одним лицом другому и т.п.

Одной из форм проявления внедоговорной ответственности выступает ответственность государства за вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов государственной власти и их работниками – государственными служащими. Именно этот вид гражданско-правовой ответственности может возлагаться на таможенных служащих. Специфической чертой этого вида ответственности является то, что субъектом ответственности выступает государство. Возмещение вреда в определенных случаях производиться независимо от виновности конкретных должностных лиц, а причиненный вред полностью компенсирует государство. Таможенные служащие непосредственной гражданско-правовой ответственности перед физическими и юридическими лицами за причинение им имущественного вреда своими неправомерными действиями по службе не несут. В свою очередь государство, возместив вред потерпевшей стороне, имеет право на предъявление регрессного требования к виновному − таможенному служащему, что не исключает одновременного применению к нему за то же правонарушение мер дисциплинарной или уголовной ответственности.

Потерпевшему будет компенсирован моральный вред в денежной форме, а также причиненный вред путем денежной компенсации.

В зависимости от особенностей гражданских правоотношений различаются и виды имущественной ответственности за гражданские правонарушения.Можно выделить ответственность за причинение имущественного вреда (совершение имущественного правонарушения) и ответственность за причинение морального вреда (вреда, причиненного личности человека).

Ответственность в порядке регрессаимеет место в тех случаях, когда лицо, понесшее ответственность перед потерпевшим по вине третьего лица, вправе требовать от последнего возмещения понесенных убытков полностью или в определенной части.

В области таможенного деламожно выделить следующиеразновидностигражданско-правовой ответственности:

1. гражданско-правовая ответственность по обязательствам таможенного брокера, таможенного перевозчика и владельца таможенного склада, которая должна быть в обязательном порядке застрахована,

2. гражданско-правовая ответственность сторон договоров, заключаемых в области таможенного дела,

3. ответственность таможенных органов за причинение убытков лицам, участвующим в правоотношениях в области таможенного дела, включая ответственность за разглашение коммерческой и иной тайны,

4. ответственность таможенных органов за причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Гражданско-правовая ответственность имеет особенности:

· Всегда носит имущественный характер,

· В сфере этой ответственности действует презумпция вины правонарушителя, который должен доказать, что в данном случае действовала непреодолимая сила или имелась преднамеренная вина потерпевшего,

· Возможна ответственность без вины. В этом случае речь идёт о наступлении гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный в результате случайного стечения обстоятельств, т.е. таких, которые нельзя предотвратить в силу невозможности предвидения.

Смотрите видео: Предмет гражданского права (none 2020).