Вопросы к Юристу

Уведомление в налоговую об закрытии расчетного счета: штрафы за несвоевременное сообщение

Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. N 3251-У в название внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

Глава 1. Порядок формирования и направления банком сообщения об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) клиента

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. N 3251-У в пункт 1.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

1.1. Банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) клиента по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - установленные форматы), которое снабжается кодом аутентификации (далее - КА) банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи (далее - электронное сообщение).

Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью (далее - территориальное учреждение), и Центр информационных технологий Банка России (далее - ЦИТ) в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Порядок работы по подготовке и направлению в уполномоченный налоговый орган сообщений об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) с учетом требований настоящего Положения определяется банком в банковских правилах.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. N 3251-У в пункт 1.2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

1.2. Электронное сообщение о счете, вкладе (депозите) клиента банка, открытом в его филиале, может формироваться этим филиалом и направляться банком в уполномоченный налоговый орган. В этом случае в банковских правилах должен быть установлен порядок доведения до этого филиала получаемых банком информации о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещений уполномоченного налогового органа о необходимости корректировки ранее принятых электронных сообщений, снабженных КА уполномоченного налогового органа и направляемых уполномоченным налоговым органом в электронном виде в ЦИТ для их последующей доставки в банк через территориальное учреждение (далее - извещение об ошибках).

Электронное сообщение, сформированное филиалом банка, имеющим банковский идентификационный код (БИК) участника расчетов на территории Российской Федерации, может быть направлено банком в уполномоченный налоговый орган через указанный филиал, в случае если банк делегировал своему филиалу полномочия по самостоятельному направлению электронных сообщений. Информация о делегировании указанных полномочий доводится филиалом банка до территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью филиала банка, в произвольной письменной форме.

Электронное сообщение, сформированное филиалом банка, не имеющим БИК и осуществляющим расчеты через корреспондентский субсчет другого филиала банка, может быть направлено банком в уполномоченный налоговый орган через такой филиал, имеющий БИК, в случае если банк делегировал ему полномочия по самостоятельному направлению электронных сообщений, а также полномочия по принятию и направлению электронных сообщений, сформированных филиалом банка, не имеющим БИК. В этом случае в банковских правилах должен быть установлен порядок доведения до филиала банка, не имеющего БИК, получаемых филиалом банка, имеющим БИК, информации о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом электронного сообщения, а также извещений об ошибках.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. N 3251-У пункт 1.3 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2014 г.

1.3. При каждом открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета, вклада (депозита) клиента банк формирует по установленным форматам отдельное электронное сообщение.

В случае реорганизации банка в форме преобразования, присоединения, слияния либо в связи с прекращением деятельности филиала банка, при которых номера счетов, вкладов (депозитов) клиентов не изменяются, банк вправе сформировать по установленным форматам одно сообщение с указанием сведений о реорганизованном банке (прекратившем деятельность филиале банка) (далее - электронное сообщение об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) в связи с реорганизацией банка).

Каждое сформированное электронное сообщение после снабжения его КА банка шифруется банком с использованием ключа шифрования, применяемого для обмена информацией с уполномоченным налоговым органом.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. N 3251-У пункт 1.4 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2014 г.

1.4. Из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, банк с помощью программы архиватора формирует следующие транспортные файлы:

транспортный файл банка, содержащий электронные сообщения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, а также электронные сообщения об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) в связи с реорганизацией банка (далее - транспортный файл банка первого типа),

транспортный файл банка, содержащий электронные сообщения об открытии (закрытии) депозита, об изменении реквизитов депозита организации, индивидуального предпринимателя, электронные сообщения об открытии (закрытии) счета, вклада, об изменении реквизитов счета, вклада физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, электронные сообщения об открытии (закрытии) счета, депозита, об изменении реквизитов счета, депозита нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, электронные сообщения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества (далее - транспортный файл банка второго типа).

Транспортные файлы банка снабжаются КА банка и направляются в тот же рабочий день, когда они были сформированы, до 16.00 по местному времени по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение для последующей доставки электронных сообщений, включенных в транспортные файлы банка, через ЦИТ в уполномоченный налоговый орган.

Территориальное учреждение обеспечивает прием направленных по каналам связи или на магнитном носителе транспортных файлов банка по рабочим дням до 16.00 по местному времени.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. N 3251-У в пункт 1.5 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

1.5. Транспортные файлы банков, принятые в течение рабочего дня территориальным учреждением и прошедшие контроль в соответствии с главой 2 настоящего Положения, распаковываются территориальным учреждением с помощью программы архиватора.

Из электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банка первого типа, территориальное учреждение с помощью программы архиватора формирует сводный архивный файл территориального учреждения первого типа, а из электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банка второго типа, - сводный архивный файл территориального учреждения второго типа (далее - сводные архивные файлы территориального учреждения). Каждый сводный архивный файл территориального учреждения должен содержать снабженный КА территориального учреждения перечень наименований электронных сообщений, включенных в указанный сводный архивный файл.

Сводные архивные файлы территориального учреждения передаются территориальным учреждением в ЦИТ по каналам связи, используемым в Банке России для передачи статистической информации, до 18.00 по местному времени в день принятия транспортных файлов банков.

ЦИТ направляет полученные от территориального учреждения сводные архивные файлы в уполномоченный налоговый орган не позднее 12.00 по московскому времени рабочего дня, следующего за днем их получения от территориального учреждения.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 29 апреля 2014 г. N 3251-У в пункт 1.6 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2014 г.

1.6. Датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения и являющаяся датой формирования территориальным учреждением перечня наименований электронных сообщений, включенных в сводный архивный файл, в котором содержалось принятое уполномоченным налоговым органом электронное сообщение.

Что изменилось и как было ранее?

Такое, казалось бы, незначительное нарушение могло обернуться наложением штрафных санкций. Однако не так давно, в мае 2014 года в НК были внесены поправки, на основании которых вместо юридических лиц данные в налоговую подает банк.

Процедура и порядок предоставления отчетных документов в налоговые органы была прописана в целом ряде нормативных актов. Чтобы узнать подробности, можно было просто позвонить в инспекцию по налогам и сборам, в которую были поданы сведения об открытии р/с, и узнать о том, какие действия нужно предпринять.

Обязательства налогоплательщиков

Согласно 23 статье Налогового кодекса РФ, все юридические лица обязаны были подавать в налоговую инспекцию данные о закрытии банковских счетов в семидневный срок с момента подачи заявления в банк.

Согласно пункту 3 этой же статьи, уведомление о закрытии расчетного счета в налоговую обязаны были отправлять не только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые работают на территории Российской Федерации, но и все физические лица, которые осуществляют частную оплачиваемую практику.

К такой категории относятся частные нотариусы, адвокаты и другие работники.

Обязательства банков

Ответственность за своевременную передачу данных несут не только юридические лица, но и сотрудники, работающие в финансовых учреждениях. Согласно статье 86 НК РФ, в течение пяти дней с момента расторжения договора с банком, служащие, ответственные за отчетность, обязаны передать в инспекцию по налогам и сборам сведения о совершении данных операций.

Порядок подачи сведений

Все сведения о банковских операциях со счетами подаются в порядке, определенном законодательством РФ. Согласно нормативным актам, все данные, среди которых и заявление о закрытии расчетного счета в налоговую, ранее подавались в инспекцию по налогам и сборам, в которую отправлялось и уведомление об открытии счета.

Кредитные учреждения подают данные о расторжении договоров на банковское обслуживание по месту регистрации финансового учреждения. Что касается филиалов, то они должны отправлять данные о закрытии депозитов в налоговую по месту регистрации головного банка. Адрес, по которому зарегистрирован банк, указывается в его учредительных документах.

На сроки подачи сообщения о закрытие расчетного счета в налоговую нужно обратить особенное внимание. Говоря о временных рамках, нужно учитывать, что во всех нормативных актах указывается срок в рабочих днях, а не в календарных. Этот нюанс оговаривается в статье 6 НК РФ (пункт 1). Теперь же сроки для юридических лиц не имеют значения. Соблюдать их обязан только банк.

Уведомление о закрытии р/с должно было подаваться только в письменном виде и по форме, установленной законодательством.

Ответственность за нарушение законодательства

Совсем еще недавно, в соответствии со статьей 118 НК РФ, несоблюдение установленных сроков для подачи уведомления в налоговую являлось правонарушением и могло стать основанием для наложения на юридическое лицо денежного штрафа. Размер штрафа был фиксированным и составлял 5000 рублей. Для ответственных за отчетность банковских работников при нарушении сроков подачи размер штрафа может варьироваться от 1 до 2 тысяч рублей.

Нужно знать, что не во всех случаях отсутствие заявления о прекращении банковского обслуживания могло стать основанием для привлечения к ответственности. В случае, когда договор был расторгнут в одностороннем порядке, юридическое или физическое лицо не привлекалось к ответственности.

  • полное отсутствие средств и банковских операций на протяжении двух лет,
  • нарушение законодательства при проведении расчетных операций,
  • решение суда.

Ответственность за несвоевременную подачу сведений в этих случаях несет банк. Его могут обязать выплатить штраф в размере 20 тыс. рублей (статья 132 НК РФ).

В случае, когда финансовое учреждение не согласно с тем, что на него накладываются штрафные санкции, он может подать иск в суд и попробовать защитить свои права там.

Важно знать

Данные требования до мая 2014 года распространялись не только на р/с в национальной валюте, но и на все валютные счета, как текущие, так и транзитные, а также спецсчета в валюте. Поэтому подача заявления о закрытии расчетного счета в налоговую до мая 2014 года для них также являлась обязательной.

До того, как для юридических лиц подача уведомления о расторжении договора с банком перестала быть обязательной, им следовало очень внимательно относиться к данной процедуре, поскольку забывчивость могла привести к денежным взысканиям и привлечению к ответственности. Теперь же юридические лица могут вздохнуть немного свободнее и больше времени уделить развитию собственного бизнеса.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Приказом МНС Российской Федерации от 4 марта 2004 года №БГ-3-24/179 «Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления» для банков утверждены формы документов.

Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета и Извещения банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка, формируемые банками самостоятельно в соответствии с предоставленными им диапазонами номеров по формам, утвержденным Приказом МНС Российской Федерации от 4 марта 2004 года №БГ-3-24/[email protected], подлежат приему налоговыми органами до 20 сентября 2004 года включительно. При этом бланки данных документов, выданные банкам налоговыми органами до 23 августа 2004 года, используются до их полного исчерпания (Письмо МНС Российской Федерации от 17 августа 2004 №24-3-03/[email protected] «О Приказе МНС России от 27 июля 2004 года №САЭ-3-24/[email protected] «Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Приказом МНС Российской Федерации от 27 июля 2004 года №САЭ-3-24/[email protected] «Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утверждены новые формы документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пункт 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусматривает параллельное обременение банка сообщать в налоговые органы информацию об открытии или закрытии счетов налогоплательщиком.

Не сообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика, в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета сведения об открытии или закрытии счетов.

Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах» установлена форма №С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета», используемая налогоплательщиками для представления сведений в налоговый орган об открытии (закрытии) счета.

Статья 118 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за нарушение сроков представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета в банке.

Субъектами правонарушения являются:

· индивидуальные предприниматели, но не иные физические лица.

За нарушение установленных сроков представления налоговым органам информации об открытом или закрытом организацией или индивидуальным предпринимателем счете санкция статьи предусматривает штраф в размере 5000 рублей.

Обратите внимание, что в соответствии со статьей 11 НК РФ действие нормы данной статьи не распространяется на открытие и закрытие депозитных и ссудных счетов (Письмо Минфина Российской Федерации от 11 февраля 2005 года №03-02-07/1-24).

В соответствии со статьей 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение штрафа:

«Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда».

Рассмотрим примеры ситуаций, когда организации не сообщили в финансовые ведомства об открытии и закрытии счетов и какие при этом решения вынесли арбитражные суды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в целях НК РФ счетами (счетом) признаются как прямо поименованные в НК РФ счета, так и иные счета, обладающие признаками счета, содержащимися в установленном в статье 11 НК РФ определении понятия «счета (счет)» (Постановление ФАС Московского округа от 31 июля 2003 года №КА-А40/5183-03).

Правомерно был взыскан с организации штраф в сумме 5 000 рублей на основании заявления налогового органа, так как организация в десятидневный срок не сообщила в налоговый орган письменно о закрытии счета в банке. Пунктом 2 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков письменно сообщать в налоговый орган о закрытии счетов в десятидневный срок, а статьей 118 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение срока представления информации о закрытии счета. Факт непредставления сообщения о закрытии счета организации подтверждается материалами дела (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2004 года №Ф03-А04/04-2/816).

Постановлением ФАС Центрального округа от 16 июня 2003 года №А09-1663/02-12 на организацию наложен штраф в размере 1 000 рублей за непредставление сведений об открытии счетов в банке.

Организация открыла 4 расчетных счета в банке, однако сообщение об открытии счетов в ИМНС не предоставила. За допущенные нарушения налогового законодательства организация была привлечена к ответственности по статье 118 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 рублей.

С заявлением о взыскании штрафа инспекция обратилась в арбитражный суд.

Решением суда заявленные требования были удовлетворены частично: суд, установив в действиях предприятия налоговые нарушения, снизил размер штрафа до 1000 рублей, так как у предприятия имелись смягчающие ответственность обстоятельства.

В качестве смягчающих суд принял следующие обстоятельства: правонарушение допущено впервые, вредные последствия не наступили, сведения об открытии счетов представлялись, но ошибочно были направлены в другую налоговую инспекцию.

На основании ходатайства головной организации, на ведение операций по основной деятельности обособленным подразделениям любого вида, разрешено открывать расчетные (текущие, корреспондентские) банковские счета.

Порядок открытия и ведения расчетных счетов организаций, а также комплект необходимых для этого документов, установлены Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 года №28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР» (в редакции последующих изменений).

Правомочность использования текущего счета определяется исходя из полномочий подразделения, определенных положением об обособленном структурном подразделении, и обязательствами перед бюджетом в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ представление сведений об открытии (закрытии) счетов в банках обособленным подразделениям производится налогоплательщиком-организацией только в налоговый орган по месту своего нахождения.

В соответствии с Порядком открытия счетов предприятиям-налогоплательщикам, утвержденного Минфином Российской Федерации от 10 ноября 1996 года №95, Госналогслужбой Российской Федерации от 11 ноября 1996 года №ПВ-6-12/773, Центральным Банком Российской Федерации от 24 октября 1996 года №349 (принятым в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года №1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения»), кредитные организации сразу после открытия расчетного и иного счета направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или его обособленного подразделения, извещение об открытии указанного счета.

Обратимся еще раз к пункту 2 статьи 23 НК РФ, в которой установлено, что налогоплательщики обязаны в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.

За несоблюдение срока указанного в пункте 2 статьи 23 НК РФ с организации взыскивается штраф в размере 5000 рублей (пункт 1 статьи 118 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма признанных организацией штрафных санкций отражается в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

При определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) не учитываются (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Смотрите видео: Закрываем банковский счет сообщаем в Налоговую (none 2020).