Вопросы к Юристу

Карта внутреннего финансового контроля: для чего нужна, образец заполнения

19) иные внутренние бюджетные процедуры.(подп. 19 введен )3. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия (далее — контрольные действия):1) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и правовых актов главного администратора бюджетных средств,2) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), подтверждающая правомочность их совершения,3) сверка данных,4) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур,5) контрольные действия по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет,6) иные контрольные действия.4.

Карта внутреннего финансового контроля: для чего нужна, образец заполнения

Все документы связаны между собой.Все организации находятся в разных ситуациях.

  1. Самостоятельное ведение учета. Даже в организации с единственным работником есть возможность ведения учета самостоятельно. В этом случае бухгалтерией занимается сам директор. Это предполагает наличие у него знаний в сфере учета и отчетности, норм и делопроизводству и документообороту.

Карта внутреннего финансового контроля отдела бюджетного учета и отчетности

Для всего этого существует внутренний контроль, для удобства осуществления которого используется карта внутреннего финансового контроля.

Этой теме и посвящена данная статья.

Из нее станет известно, что такое внутренний контроль, какой порядок его осуществления, а также для чего нужна карта внутреннего финансового контроля, ее составляющие, специфика и правила заполнения.

Что такое внутренний контроль Внутренний контроль в организации осуществляется бухгалтерией либо самим директором, если организация маленькая и он взял роль главного бухгалтера на себя.

Формы отчетов внутреннего контроля на предприятии

  • третий уровень — сотрудники, выполняющие контрольные функции в силу своих служебных обязанностей (административно-управленческий персонал, персонал, обслуживающий компьютерные системы, сотрудники отдела бухгалтерского учета, маркетинговой службы и др.),
  • четвертый уровень — сотрудники, осуществляющие контроль в силу производственной необходимости (рабочие, иные технические работники, участвующие в производственном процессе и контролирующие работу оборудования).

    Объект внутреннего контроля — это предмет, на который направлено контрольное воздействие.

    Объектами внутреннего контроля могут быть:

    1. человеческие, финансовые, материальные, информационные ресурсы организации,
    2. результаты функционирования организации и т.
    3. системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов,

    Об утверждении положения об осуществлении департаментом здравоохранения воронежской области внутреннего финансового контроля

    Утверждение карт внутреннего финансового контроля по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему Положению, осуществляется заместителем руководителя департамента здравоохранения.Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится при необходимости внесения изменений.3.2.

    Выявленные нарушения и (или) недостатки при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах появления рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению отражаются в журналах внутреннего финансового контроля (далее — журналы) по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему Положению.

    Об утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита управлением здравоохранения Тамбовской области

    При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:проверки оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения и внутренним стандартам, в том числе проверки точности и обоснованности данных, отраженных в таких документах,санкционирования (совершения разрешительной надписи, подписания, визирования) и (или) авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур),авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур),сверка данных,сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.

    О Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методических рекомендациях по осуществлению внутреннего финансового аудита (отозвано на основании письма Минфина России от 10.02.2016 N 02-11-06/6938)

    Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:составление и представление в финансовый орган документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований,составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств, документов необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета,составление и представление документов в Федеральное казначейство (финансовый орган, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета,составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств,составление и представление документов в финансовый орган (Федеральное казначейство), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств,доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств,составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) свода бюджетных смет,формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений,исполнение бюджетной сметы,принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств,осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле),принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле),принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле),ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций,составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности,обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении,исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений,использование бюджетных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета.5.

    Осуществление внутреннего финансового контроля в учреждении

    Например, в органах Казначейства России стандарт утвержден приказом Казначейства России от 31 марта 2017 № 73.

    Сначала нужно определить, кто будет проводить контроль. Возможны варианты:

    1. создать отдельное структурное подразделение (отдел, службу, департамент),
    2. привлечь внешнего аудитора на договорной основе.
    3. сформировать комиссию для проведения проверок,
    4. ввести в штат единицу ревизора или аудитора,
    5. распределить функции между сотрудниками или подразделениями,

    Затем разработайте порядок осуществения внутреннего финансового контроля.

    Его оформляют отдельным разделом в учетной политике или утверждают локальным актом – положением о внутреннем финансовом контроле.

    План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю

    Из нее станет известно, что такое внутренний контроль, какой порядок его осуществления, а также для чего нужна карта внутреннего финансового контроля, ее составляющие, специфика и правила заполнения. Что такое внутренний контроль Внутренний контроль в организации осуществляется бухгалтерией либо самим директором, если организация маленькая и он взял роль главного бухгалтера на себя.

    Регламентирует порядок осуществления внутреннего финансового контроля Федеральный Закон №402 от 6 декабря 2011 года. Носит название Закон — «О бухгалтерском учете». О внутреннем контроле в нем говорится конкретно в 19 статье.

    В ней описан ряд ключевых требований к осуществляемому учету, необходимость его ведения для всех без исключения организаций, а также санкции для организаций, эти требования невыполняющих.

    Положение о внутреннем финансовом контроле

    И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 6.2. Формирование заявки на кассовый расход для оплаты счетов в соответствии с требованиями контракта Занимаемая должность — Ф.

    И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 7. Поступление и внутреннее перемещение основных средств 7.1.

    Отражение в учете безвозмездно полученных объектов основных средств в соответствии с актом о приеме-передачи объектов нефинансовых активов Занимаемая должность — Ф. И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 7.2.

    Отражение в учете поступлений на склад учреждения приобретенных в соответствии с контрактом объектов основных средств Занимаемая должность — Ф. И.О.

    Ошибка 404

    При его составлении следует учитывать несколько важных моментов, а именно:

    • актуальность разных типов, видов и форм проверок для определенной организации в конкретный момент деятельности,
    • периодичность и частота проверок, при которых организация будет работать наиболее продуктивно,
    • состояние организации, ее обеспеченность ресурсами, необходимыми для осуществления проверок (финансовыми, трудовыми, техническими, материальными, временными),
    • равномерное распределение нагрузки при проведении проверки на действующих контролеров, так как излишняя трудовая активность порождает усталость, а та в свою очередь влечет за собой ошибки, пропуск важной информации из вида и другие неприятные последствия.

    Дополнительные требования к картам контроля госсектора Бюджетные операции для карты внутреннего финансового контроля — основа и повод для ее составления.

    Что такое внутренний контроль

    Внутренний контроль в организации осуществляется бухгалтерией либо самим директором, если организация маленькая и он взял роль главного бухгалтера на себя. Регламентирует порядок осуществления внутреннего финансового контроля Федеральный Закон №402 от 6 декабря 2011 года. Носит название Закон - "О бухгалтерском учете". О внутреннем контроле в нем говорится конкретно в 19 статье. В ней описан ряд ключевых требований к осуществляемому учету, необходимость его ведения для всех без исключения организаций, а также санкции для организаций, эти требования невыполняющих.

    Каким должен быть внутренний контроль

    Порядок осуществления внутреннего финансового контроля подразумевает исполнение нескольких принципов. Их соблюдение важно и для внутренних пользователей в организации, и для внешних проверяющих.

    • Достоверность. Вся документация и отчетность должны соответствовать в полной мере осуществленным операциям. Отражены должны быть все фактически совершенные процессы, с реальной суммой и сроками.
    • Полнота. Документы и отчетность должны содержать все данные, представляющие важность для заинтересованных лиц. Операции должны быть конкретизированы, при необходимости содержать разъясняющие комментарии.
    • Нейтральность. В документации и отчетности не должны быть указаны интересы каких-либо лиц.
    • Преемственность. Соблюдается иерархия документов и отчетов, последовательность отражения итоговых сумм, нарастающий итог за отчетные периоды. Все документы связаны между собой.

    Пути осуществления

    Все организации находятся в разных ситуациях. В некоторых работает всего один человек, являющийся и учредителем, и директором, и бухгалтером, и менеджером по продажам и закупкам в одном лице. В других, наоборот, огромный штат людей, каждый из которых занимается своим делом. В одном случае организации удобнее вести свои расчеты самостоятельно, в другом - у нее просто на это не хватает кадров. Исходя из этого, у компаний есть два возможных выхода из ситуации, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

    • Самостоятельное ведение учета. Даже в организации с единственным работником есть возможность ведения учета самостоятельно. В этом случае бухгалтерией занимается сам директор. Это предполагает наличие у него знаний в сфере учета и отчетности, норм и положений по бухгалтерскому учету, делопроизводству и документообороту. На сегодняшний день есть онлайн-сервисы, которые очень сильно помогают в работе даже при наличии минимальных знаний в сфере. Можно взять в штат отдельного бухгалтера или даже целую бухгалтерию, в зависимости от нужд компании. В этом случае бухгалтеры устраиваются на работу в соответствии с требованиями Трудового Кодекса, им платится заработная плата и отчисления в специализированные фонды.
    • Договор с аудиторской или консалтинговой сторонней организацией. В этом случае все обязанности по ведению бухгалтерского учета ложатся на плечи специалистов сторонней компании. Главная забота заказчика - вовремя оплачивать услуги. Не нужно искать кандидатов на должность бухгалтера, тестировать его и выбирать из массы соискателей, не нужно платить заработную плату и отчисления в социальные фонды. Но обычно цена консалтинговых услуг в разы выше, чем зарплата среднестатистического бухгалтера.

    Субъекты и объекты внутреннего контроля

    В процессе осуществления контроля можно выделить его субъекты и объекты. Субъекты - лица, осуществляющие действия, направленные на получение результата проверки, то есть собственники или должностные лица, на которых возложены данные обязательства. Существует несколько уровней субъектов:

    • первый уровень - собственники или участники организации, выступающие инициаторами проверки в силу необходимости или по собственному решению,
    • второй уровень - исполнители процесса контроля (члены проверяющей комиссии, либо сторонние аудиторы, на которых возложены данные обязательства в силу должности или договорных обязательств),
    • третий уровень - сотрудники, в должностные обязанности которых входит осуществление контрольных функций,
    • четвертый уровень - персонал, осуществляющий проверку из-за наступившей необходимости.

    Объекты проверок - это предметы, на которые направлен контроль. В их качестве могут выступать ресурсы организации, системы охраны, кадры, финансовые результаты и другие составляющие экономической деятельности, вызывающие интерес у различных пользователей искомой информации.

    Организация системы внутреннего контроля

    Внутренний контроль обеспечивает информацией и уверенностью в организации сразу многих пользователей. Он должен быть устроен таким образом, чтобы удовлетворять интересы всех лиц, для которых важна информация о финансовом состоянии компании и ее положении на рынке. Для этого контроль должен касаться следующих составляющих деловой деятельности:

    • полнота и достоверность информации, отраженной в бухгалтерском, налоговом и управленческом учетах, ее сопоставимость и преемственность,
    • деятельность предприятия в целом и степень отражения ее в учетных документах,
    • законность и эффективность использования денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия,
    • надежность защиты коммерческих тайн,
    • отношение руководства организации к выявляемым недостаткам, скорость и подход к их исправлению,
    • оперативность передачи внутренней информации и отчетности к лицам, в должностные обязанности входит принятие управленческих решений.

    Что такое карта внутреннего финансового контроля

    К осуществлению внутреннего контроля необходимо подходить системно. Для того чтобы сделать процесс наиболее удобным, существует специальный документ - карта внутреннего финансового контроля. Если говорить простым языком - это план контрольных действий с указанием процедур и ответственных лиц (объектов и субъектов). Процесс документирования внутреннего контроля содержит целый ряд взаимосвязанных форм и отчетов. При этом следует учесть, что карта внутреннего финансового контроля для некоторых организаций является обязательной к составлению, для других - просто удобный инструмент, используемый по желанию.

    Министерством Финансов разработана унифицированная форма карты внутреннего финансового контроля казенного учреждения. Пример подобной формы приведен в данном материале. Обязательна она для организаций, применяющих в своей деятельности бюджетные средства. То есть, казенные, государственные и муниципальные структуры.

    Карта внутреннего финансового контроля на 2017 год: проверяемая информация

    Во внутреннем контроле организаций, как коммерческого характера, так и государственного, важно затронуть все составляющие деловой деятельности. В картах внутреннего финансового контроля на 2017 год отражались следующие контрольные процедуры:

    • Сверка остатков, указанных в документации и числящихся на счетах баланса бухгалтерского учета. Рассматриваются кассовые книги, банковские выписки, акты сверки с контрагентами, отчеты кассира, складские отчеты, то есть первичная документация.
    • Сопоставление сумм, указанных в бухгалтерском балансе на начало года, годовом отчете за прошлый отчетный период, показатели Главной книги и суммы, отраженные в разделах бухгалтерского баланса на текущую дату.
    • Инвентаризация материально-производственных запасов, ценностей, имущества.
    • Контроль и сверка кредиторской и дебиторской задолженности.
    • Проверка правильности ведение документооборота, соответствие оформления документов требованиям законодательства, учетной политики организации, плану счетов, прочим нормативным актам, касающимся сферы деятельности.
    • Проверка наличия и правильного оформления первичной документации, на основании которой внесены данные в учет и отчетность.

    Содержание карты внутреннего контроля

    Порядок формирования карт внутреннего финансового контроля может различаться в компаниях в зависимости от правовой формы, особенностей работы, сферы деятельности. Но во всем разнообразии форм документа можно выделить реквизиты, общие дли них всех. Карта финансового контроля содержит следующую информацию:

    • наименование документа,
    • наименование организации, в которой принят и утвержден,
    • период времени, на который утверждена карта,
    • название объектов контроля,
    • должностное лицо, которое несет ответственность за совершенную операцию, другими словами - исполнитель,
    • должностное лицо, осуществляющее контроль за совершенными операциями - контролер,
    • метод, с помощью которого осуществляется контроль (например, проверка оформления документа, сверка данных при инвентаризации с фактическими показателями),
    • способ осуществления контроля (сплошной текущий контроль, сплошной последующий, выборочный текущий, выборочный последующий и другие),
    • периодичность, с которой проводятся контрольные действия (в процессе формирования, до утверждения, до передачи документа, после совершения операций),
    • наименование должности, дата составления карты внутреннего финансового контроля казенного учреждения, пример подписи, фамилия и инициалы контролера.

    Что учитывается при разработке карты

    Специфика карты внутреннего финансового контроля зависит от условий, в которых функционирует организация, ее формы собственности, ниши на рынке, обеспеченности трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и многих других факторов. Для государственных и муниципальных организаций установлены четкие образцы карт. Компании, принадлежащие частным лицам, могут разрабатывать данный документ самостоятельно для внутреннего пользования. При его составлении следует учитывать несколько важных моментов, а именно:

    • актуальность разных типов, видов и форм проверок для определенной организации в конкретный момент деятельности,
    • периодичность и частота проверок, при которых организация будет работать наиболее продуктивно,
    • состояние организации, ее обеспеченность ресурсами, необходимыми для осуществления проверок (финансовыми, трудовыми, техническими, материальными, временными),
    • равномерное распределение нагрузки при проведении проверки на действующих контролеров, так как излишняя трудовая активность порождает усталость, а та в свою очередь влечет за собой ошибки, пропуск важной информации из вида и другие неприятные последствия.

    Дополнительные требования к картам контроля госсектора

    Бюджетные операции для карты внутреннего финансового контроля - основа и повод для ее составления. В государственном секторе без этого документа не обойтись. Но если в коммерческих организациях к структуре карты можно подойти творчески и исходя из потребностей самой компании на данный момент времени, то с казенными предприятиями дело обстоит сложнее. Перед тем как подписать приказ об утверждении карты внутреннего финансового контроля для организации муниципального или государственного характера, необходимо удостовериться, что выполнены все требования к ее структуре и составу. Данные требования можно представить следующим списком:

    • прозрачные в понимании направления проверок,
    • отражение областей бизнеса, в которых проводятся проверки бюджетных операций,
    • подробное описание алгоритмов, с помощью которых проводится проверка,
    • четко установленные сроки проведения проверок, их соблюдение и подтверждение,
    • границы, в пределах которых осуществляются контрольные мероприятия.

    Для некоторых организаций государственного сектора предусмотрены обязательные планы проверок, выпущенные на уровне ведомства. Именно им компании должны неукоснительно следовать. Выпускаться эти инструкции могут на разных уровнях власти:

    • Федеральные документы, положения и письма, согласованные с Министерством Финансов Российской Федерации и обязательные для исполнения на всей территории РФ.
    • Региональные нормативно-правовые акты, положения, письма, постановления и требования, действующие на территории определенной области, округа или края. Для компаний, которые территориально располагаются в пределах этих границ, обязательны данные требования, предъявляемые к содержанию и структуре карт внутреннего финансового контроля. Образец заполнения при выпуске таких документов согласовывается с Росфиннадзором.

    Уклонение от требований к проверкам или невыполнение постановлений могут привести организацию к серьезным санкциям, предусмотренным Кодексами РФ в зависимости от тяжести финансового преступления.

    I. Общие положения

    1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для обеспечения единообразного подхода к организации и проведению внутреннего финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета (далее - главный администратор (администратор) бюджетных средств).

    Настоящие методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи главным администраторам (администраторам) бюджетных средств при осуществлении внутреннего финансового контроля.

    2. Организация внутреннего финансового контроля осуществляется с учетом требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющих, что внутренний финансовый контроль направлен на:

    соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств,

    подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств,

    соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором доходов бюджета и подведомственными ему администраторами доходов бюджета,

    соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором источников финансирования дефицита бюджета и подведомственными ему администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

    3. Задачами внутреннего финансового контроля являются:

    управление событиями, негативно влияющими на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски),

    оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, (далее - нарушения бюджетного законодательства), а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств (далее - недостатки в сфере бюджетных правоотношений),

    повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

    4. Бюджетные риски подразделяются на:

    риски несоблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

    риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств,

    риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции в ходе выполнения внутренних бюджетных процедур,

    риски недостижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента, установленных финансовым органом соответствующего бюджета в целях проведения мониторинга (оценки) качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, (за исключением показателей, отражающих несоблюдение бюджетного законодательства и принципа эффективности использования бюджетных средств).

    5. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

    составление и представление в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (орган управления государственным внебюджетным фондом) документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований,

    составление и представление главному администратору (администратору) бюджетных средств документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета,

    составление и представление документов в Федеральное казначейство (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета,

    составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств,

    составление и направление документов в финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (Федеральное казначейство, орган управления государственным внебюджетным фондом), необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств,

    составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет,

    формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений,

    составление и исполнение бюджетной сметы,

    принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств,

    осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах),

    принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах),

    принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, таможенным законодательством, законодательством Российской Федерации о страховых взносах),

    ведение бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведение оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций,

    составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности,

    обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении,

    исполнение судебных актов по искам к публично-правовому образованию, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений,

    распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств,

    осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления,

    осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления,

    осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.

    6. Субъектами внутреннего финансового контроля являются:

    руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств,

    руководители и иные должностные лица уполномоченных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также должностные лица иных подразделений государственного органа (органа местного самоуправления), уполномоченные на осуществление операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - операций).

    7. Субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют следующие контрольные действия:

    проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств,

    подтверждение (согласование) операций, подтверждающее правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом,

    сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками),

    сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур,

    иные контрольные действия.

    8. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные.

    Визуальные контрольные действия осуществляются путем изучения документов и операций в целях подтверждения законности и (или) эффективности исполнения соответствующих бюджетных процедур.

    Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц (например, автоматическая проверка реквизитов документов, контроль введенных сумм, автоматическая сверка данных).

    Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.

    9. К способам проведения контрольных действий относятся:

    сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой операции,

    выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной операции (группы операций).

    10. При осуществлении внутреннего финансового контроля используются следующие методы внутреннего финансового контроля - самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, смежный контроль и контроль по уровню подведомственности.

    11. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также путем оценки причин, негативно влияющих на совершение операции.

    12. Контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителем (заместителем руководителя) и (или) руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем подтверждения (согласования) операций, осуществляемых подчиненными должностными лицами, сплошным способом или путем проведения проверки в отношении отдельных операций (группы операций) выборочным способом.

    13. Смежный контроль осуществляется сплошным и (или) выборочным способом руководителем подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств (иным уполномоченным лицом) путем согласования (подтверждения) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых должностными лицами других структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    14. Контроль по уровню подведомственности осуществляется в целях реализации бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств сплошным и (или) выборочным способом этим главным администратором (администратором) бюджетных средств в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и администраторами источников финансирования дефицита бюджета, путем проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам, и путем сбора (запроса), анализа и оценки главным администратором (администратором) бюджетных средств информации об организации и результатах выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными администраторами бюджетных средств и получателями бюджетных средств (далее - мониторинг).

    Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.

    15. Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

    Получатель бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль в соответствии с актами по учетной политике, принятыми в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н.

    16. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом, содержащим по каждой отражаемой в нем операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, сроках и (или) периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия в ходе самоконтроля, смежного контроля и контроля по уровню подчиненности (подведомственности), периодичности, способа проведения контрольных действий, а также иных необходимых данных. Карта внутреннего финансового контроля должна охватывать все внутренние бюджетные процедуры, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.

    17. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

    18. Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях оценки эффективности осуществления внутреннего финансового контроля, вправе поручить подразделению (должностному лицу) осуществлять анализ результатов внутреннего финансового контроля.

    По итогам рассмотрения проведенного анализа указанных результатов руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:

    обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий,

    изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать бюджетные риски,

    актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств,

    уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами,

    изменение правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в части установления (уточнения) нормативов (критериев) в сфере регулирования процедур обоснования бюджетных ассигнований, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и управления активами в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также актов, устанавливающих учетную политику,

    уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета,

    устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры,

    применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам,

    ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств и руководителей подведомственных получателей бюджетных средств, выражающейся в совершенствовании процедуры аттестации и использовании ее результатов при принятии кадровых решений, формировании и поддержании кадрового резерва, продвижении наиболее опытных и квалифицированных сотрудников, обеспечении соответствия распределения стимулирующих выплат результатам деятельности сотрудников, создании системы взаимозаменяемости сотрудников, а также введение механизмов кураторства и наставничества, закрепление (уточнение) распределения полномочий и ответственности за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля правовым актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, актуализацию должностных регламентов и инструкций, установление квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностных лиц, организующих и осуществляющих внутренний финансовый контроль,

    установление требований к доведению до сотрудников главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного выполнения внутренних бюджетных процедур и выполнения мероприятий, направленных на повышение экономности и результативности использования бюджетных средств.

    19. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с распределением обязанностей.

    20. Организация внутреннего финансового контроля предполагает формирование и утверждение порядка осуществления внутреннего финансового контроля, предусматривающего положения, регулирующие:

    формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля,

    ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля,

    составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

    II. Рекомендации по составлению, утверждению и ведению карты внутреннего финансового контроля

    21. Карты внутреннего финансового контроля составляются в подразделениях, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

    22. Под результатом выполнения внутренней бюджетной процедуры понимается сформированный документ, необходимый для реализации бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, составленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств. К таким документам, например, относятся обоснование бюджетных ассигнований, реестр расходных обязательств, бюджетная смета, проект бюджетной сметы, бюджетная отчетность, заявка на кассовый расход, заявка на получение наличных денег.

    23. Карта внутреннего финансового контроля формируется до начала очередного финансового года. Уточнение карт внутреннего финансового контроля необходимо проводить:

    при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля,

    в случае внесения в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, уточнений (дополнений), требующих изменения осуществления внутренних бюджетных процедур.

    24. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем каждого подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

    Утверждение карты внутреннего финансового контроля осуществляется руководителем (заместителем руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств.

    25. Перед составлением карты внутреннего финансового контроля в подразделении, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, рекомендуется сформировать перечень операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) (далее - Перечень) в случае наличия более 10 операций, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры. Форма Перечня и рекомендации по его заполнению приведены в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

    26. При формировании Перечня рекомендуется определить процессы, составляющую внутреннюю бюджетную процедуру. Примерный перечень указанных процессов приведен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

    27. При составлении Перечня оцениваются бюджетные риски, связанные с проведением указанной в Перечне операции, в целях ее включения в карту внутреннего финансового контроля, определения применяемых к ней контрольных действий.

    28. Оценка бюджетных рисков состоит в идентификации рисков по каждой указанной в Перечне операции и определении уровня риска.

    29. Идентификация рисков проводится путем проведения анализа информации, указанной в представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля, рекомендациях (предложениях) внутреннего финансового аудита, иной информации о нарушениях и недостатках в сфере бюджетных правоотношений, их причинах и условиях и заключается в определении по каждой операции возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат внутренней бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операции, ошибки, допущенные в ходе выполнения операции).

    30. Каждый бюджетный риск оценивается по критерию «вероятность», характеризующему ожидание наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренних бюджетных процедур, и критерию «последствия», характеризующему размер возможного наносимого ущерба, потери репутации главного администратора (администратора) бюджетных средств (снижение внешней оценки качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств), существенность налагаемых санкций за допущенное нарушение бюджетного законодательства, снижение показателя результативности (экономности) использования бюджетных средств. По каждому критерию определяется шкала уровней вероятности (последствий) риска, имеющая не менее четырех позиций, например:

    уровень по критерию «вероятность» - от 0 до 20%, от 20 до 40%, от 40 до 60%, от 60 до 80%, от 80 до 100%,

    уровень по критерию «последствия» - низкий, умеренный, высокий, очень высокий.

    31. Оценка вероятности осуществляется на основе анализа информации о следующих причинах рисков:

    недостаточность положений правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение внутренней бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции,

    длительный период приведения средств автоматизации подготовки документов и (или) отражения соответствующих операций в соответствие с требованиями актуальных положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

    низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций,

    наличие конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры (например, ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки осуществляется одним должностным лицом),

    отсутствие разграничения прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами,

    неэффективность средств автоматизации подготовки документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры,

    недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение внутренней бюджетной процедуры,

    иные причины риска.

    32. Оценки по критерию «вероятность» и критерию «последствия» оцениваются в соответствии с нижеуказанной матрицей бюджетного риска, в которой по каждому сочетанию вероятности и последствий устанавливается уровень риска (например, низкий, средний, высокий, очень высокий) согласно следующей таблице.

    Смотрите видео: Разведопрос: Егор Яковлев про объективные причины Февральской революции (none 2020).