Вопросы к Юристу

Ведомственная классификация расходов бюджета это

Первый уровень этой классификации — перечень прямых полу­чателей средств из бюджета: министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.

Второй уровень классификации — классификация целевых ста­тей расходов бюджета, отражающая финансирование по конкрет­ным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональ­ной классификации расходов бюджетов РФ.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ включает следующие разделы:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

- государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ,

- кредиты кредитных организаций в валюте РФ,

- бюджетные кредиты от бюджетов других уровней,

- кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ,

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

- государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте,

- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц,

Федеральный бюджет РФ – главное звено системы государственных финансов РФ, представляющее собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ.

Федеральный бюджет предназначен:

- для образования денежных фондов, которые обеспечивают выполнение задач общественного значения и создают материальную основу для осуществления функций федеральных органов государственной власти,

- реализации социально-экономической политики, осуществляемой Федеральным Собранием и правительством РФ,

- регулирования макроэкономических параметров.

К доходам федерального бюджета относятся:

1. часть средств, собранных в качестве федеральных налогов, сборов по нормативам, установленных законодательством (например, 100% доходов от НДС, от 40 до 100% доходов от различных видов акцизов, и т.д.),

2. неналоговые доходы, среди которых:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ,

- таможенные пошлины и таможенные сборы,

- иные платежи, предусмотренные законодательством.

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Основными видами расходов федерального бюджета на выполнение основных функций государства являются:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год,

- функционирование федеральной судебной системы,

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год),

- национальная оборона и обеспечение безопасности государств, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности,

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу,

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта,

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба,

- исследование и использование космического пространства,

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ,

- формирование федеральной собственности,

- обслуживание и погашение государственного долга РФ,

- компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета,

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва,

- проведение выборов и референдумов РФ,

- федеральная инвестиционная программа,

- обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней,

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий передаваемых на другие уровни власти,

- финансовая поддержка субъектов РФ,

- официальный статистический учет.

В бюджетах различных уровней всегда действует принцип сбалансированности, который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.

Превышение доходов над расходами называютпрофицитом бюджета,а превышение расходов над доходами– дефицитом бюджета.

Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.

Бюджеты субъектов РФпредставляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Роль бюджетов субъектов РФ заключается:

- в сосредоточении финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ, позволяющем органам представительной и исполнительной власти субъектов РФ иметь финансовую базу для осуществления своих задач и функций,

- обеспечении возможности субъектам РФ проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на их социально-экономическое развитие,

- осуществлении выравнивания уровней экономического и социального развития субъектов РФ,

- возможности регулирования финансовых затрат на оказание услуг в учреждениях непроизводственной сферы,

- возможности решения стратегических задач по развитию в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

Доходы бюджетов субъектов РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет доходов:

- от региональных налогов и сборов,

- части федеральных налогов и сборов (т.к. только часть их поступает в федеральный бюджет),

- безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, в том числе за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, иных средств финансовой помощи из федерального бюджета и других безвозмездных перечислений,

- доходов от использования имущества субъекта РФ,

- части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законами субъекта РФ, и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта РФ платных услуг,

- штрафов и иных поступлений.

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ осуществляется путем представления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ распределяются между субъектами РФ, расчетная бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов которых не превышает уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определенного в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетам субъектов РФ по методике, утверждаемой в соответствии с федеральным законом.

Расходы регионального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта РФ.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:

- обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ,

- обеспечение региональных целевых программ,

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ,

- осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень,

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ,

- проведение выборов и референдумов субъектов РФ,

- формирование государственной собственности субъектов РФ,

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ,

- содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ,

- оказание финансовой помощи местным бюджетам,

- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов,

- прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ,

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ,

- кредиты, полученные от кредитных организаций,

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ,

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета РФ и др.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Роль бюджета муниципальных образований заключается в:

- создании финансовой базы для реализации функций органов власти местного самоуправления,

- формировании денежных фондов административно-территориальных образований,

- возможности субъектов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться и расходовать финансы на социально-экономические нужды,

- возможности направления финансовых ресурсов для решения стратегических задач муниципальных образований, долгосрочного планирования, а также финансирования в виде инвестиций развития приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы,

- рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов муниципального образования,

- обеспечении равномерного социально-экономического развития муниципальных образований.

Доходы бюджетов муниципальных образований – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходная часть местных бюджетов состоит:

- из собственных доходов,

- поступлений от регулирующих доходов,

- финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований),

- средств по взаимным расчетам.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

- местные налоги и сборы,

- другие собственные доходы местных бюджетов,

- доли федеральных налогов,

- доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.

К местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

- доходы от приватизации и реализации муниципального имущества,

- не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации,

- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель,

- платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ,

- доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей,

- штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ,

- государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ,

- не менее 50% налога на имущество организаций,

- подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Расходы бюджетов муниципальных образований – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления:

- по вопросам местного значения, а также заключения муниципальным образованием или от имени муниципального образования договоров (соглашений) по данным вопросам (исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета),

- при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций, предоставляемых местным бюджетам).

Расходная часть местных бюджетов включает:

а) с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ,

б) осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления,

в) обслуживанием и погашением долга по муниципальным займа,

г) обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам,

- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть:

- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования,

- кредиты, полученные от кредитных организаций,

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ,

- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности,

- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами власти, преимущественно разных уровней по разграничению на постоянной долговременной, без указания срока основе расходных полномочий, налогов и других платежей, поступающих в бюджетную систему страны , а также отношения по межбюджетному регулированию.

Межбюджетное регулирование осуществляется органами власти вышестоящего уровня путем:

• вертикального выравнивания между разными звеньями бюджет­
ной системы,

• горизонтального выравнивания в пределах одного и того же звена.

Механизм вертикального бюджетного выравнивания предусмат­ривает процесс нахождения соответствия между объемом обяза­тельств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюд­жетов за счет трансфертов.

Механизм горизонтального бюджетного выравнивания подразу­мевает пропорциональное распределение налогового бремени ме­жду субъектами федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различ­ных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.

Межбюджетные отношения в РФ включают:

• разграничение расходных полномочий и видов доходов (полностью или частично) на постоянной основе между уровнями
бюджетной системы,

• межбюджетное регулирование, предусматривающее распределение между бюджетами разных уровней регули­рующих налогов по временным нормативам (на очередной год или не менее чем на 3 года) и перераспределение средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах.

Расходы распределяются между бюджетами исходя из следующих принципов:

• соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления,

• учет подчиненности предприятий, организаций и учреждений
при формировании расходов бюджетов всех уровней,

• учет значения определенных мероприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества для определения необходимости включения их в вышестоящий бюджет.

Разграничение расходных полномочий в РФ между органами вла­сти различных уровней осуществляется на основании Конститу­ции РФ, закрепляющей:

• перечень предметов ведения федерального центра (ст. 71),

• перечень предметов совместного ведения федерального центра
с субъектами РФ (ст. 72),

• сферу ведения субъектов РФ, к которой относится все то, что
не отнесено к ведению федерального центра и предметам совместного ведения федерального центра и субъектов РФ (ст. 73).

Перераспределение средств осуществляется путем оказания фи­нансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме предоставления:

• дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной
обеспеченности субъектов РФ,

• субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых
расходов,

• бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г. Главная цель их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды государства – совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Цель создания внебюджетных фондов – обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

В настоящее время в Росси действует около 20 внебюджетных фондов. По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы:

К внебюджетным социальным фондам прежде всего относятся Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), фонды социального страхования (ФСС РФ), и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС РФ).

Налоговый кодекс РФ предусматривает в качестве основного источника формирования внебюджетных социальных фондов ЕСН.

Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

- крестьянские (фермерские) хозяйства,

От уплаты ЕСН освобождены организации и индивидуальные предприниматели, переведенные актами законодательной (представительной) власти субъектов РФ на систему вмененного дохода или перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Налоговая база по ЕСН формируется следующим образом: работодатели, принимающие на работу по трудовому договору и выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским и лицензионным договорам, будут исчислять налоговую базу как сумму доходов, выплаченную работникам за налоговый период. Исключением являются выплаты, которые не включаются в состав доходов. Это государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные доходы в пределах установленных норм, суммы страховых платежей, в том числе в негосударственные пенсионные фонды, выплачиваемых организацией по договорам страхования работников за счет средств, оставшихся в распоряжении работодателей после уплаты налога на доходы организации.

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Но при этом не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В таком случае совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, попадает под иную ставку социального налога, и права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм социального налога не возникает.

Шкала ставок социального налога дифференцирована в зависимости от налогоплательщиков и величины налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. Обычная ставка ЕСН – 26%: 20% - федеральный бюджет, в т.ч. в ПФ РФ, 3,2 % - в ФСС РФ, 2,8% - ФОМС РФ.

Ставка ЕСН для налогоплательщиков – сельскохозяйственных производителей – 20%, для адвокатов, занимающихся частной практикой – 8%.

Пенсионный фонд РФ образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление пенсионным обеспечением.

Бюджет ПФ РФ утверждается Государственной Думой. В законе о бюджете ПФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов по направлениям.

Средства используются по следующим направлениям:

1. выплаты пенсий,

2. выплаты пособий на детей старше 1,5 лет,

3. выплаты пособий одиноким матерям,

4. оказание материальной помощи престарелым и инвалидам,

5. финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей,

6. компенсационные выплаты пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС,

7. выплаты пособий на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита.

Основной статьей расходов бюджета Пенсионного фонда является выплата пенсий. Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца. В РФ основными видами пенсий являются пенсии:

2. по инвалидности,

3. за выслугу лет,

4. по случаю потери кормильца.

ФСС действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Этот фонд является самостоятельным и строго целевым.

Средства ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, социального пособия на погребение,
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом,
  • оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения и учреждения отдыха,
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.

ФОМС функционирует в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991 г. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам России получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

В настоящее время формируются федеральный и территориальный фонды медицинского страхования. Они являются самостоятельными государственными некоммерческими кредитно-финансовыми учреждениями.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для:

1. финансирования федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования,

2. финансирования лечебных учреждений и организаций федерального значения,

3. финансирования деятельности территориальных фондов в случае недостатка у них средств для осуществления программ обязательного медицинского страхования и т.д.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые субъектами РФ, предназначены для:

· финансирования целевых программ субъектов РФ по здравоохранению,

· финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях,

· развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения,

· оказание медицинской помощи при стихийных бедствиях,

· субсидирование отдельных территорий для выравнивания уровня медицинского обслуживания,

· оплата дорогостоящих видов медицинской помощи и медицинского оборудования.

Бюджетный процесс представляет собой совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения от­чета об исполнении, подчиненных цели создания централизо­ванного фонда денежных средств (государственного и муници­пального бюджета) и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Кроме того, под бюджетным процессом понимается регламенти­руемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджет­ного процесса:

• по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов
бюджетов государственных внебюджетных фондов,

• утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государст­венных внебюджетных фондов,

• контролю за их исполнением,

• составлению, рассмотрению и утверждению отчета об испол­нении бюджета.

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюд­жетной деятельности:

1. составление проекта бюджета,

2. рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета,

3. исполнение бюджета,

4. составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время и они должны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.

Участниками бюджетного процесса являются:

§ органы законодательной (представительной) власти,

§ органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы),

§ органы денежно-кредитного регулирования,

§ органы государственного и муниципального финансового контроля,

§ государственные внебюджетные фонды,

§ главные распорядители и распорядители бюджетных средств,

§ иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов
РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются:

• государственные и муниципальные унитарные предприятия,

• другие получатели бюджетных средств, а также кредитные ор­ганизации, осуществляющие отдельные операции со средства­ми бюджетов.

Под бюджетным учреждением понимается организация, соз­данная органами государственной власти РФ, органами госу­дарственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответ­ствующего бюджета или бюджета государственного внебюд­жетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

2. Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными

полномочиями на федеральном уровне, являются:

• Федеральное собрание — парламент РФ (состоящий из 2 палат — Госдумы и Совета Федерации),

• Министерство финансов РФ и федеральные службы, находящиеся в ведении данного министерства:

• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора,

• органы, осуществляющие сбор доходов бюджета,

• Счетная палата РФ,

• государственные внебюджетные фонды,

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств,

• иные органы, на которые законодательством РФ возложены
бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Под бюджетными полномочиями органов государственной вла­сти (органов местного самоуправления) понимаются установ­ленные законодательством РФ права и обязанности органов го­сударственной власти (органов местного самоуправления) по бюджетному регулированию.

Законодательные (представительные) органы РФ и субъектов РФ. представительные органы местного самоуправления:

• рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении,

• осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов,

• формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих

• уровней бюджетной системы РФ,

• осуществляют другие полномочия в соответствии с правовыми
актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, акта­
ми органов местного самоуправления,

• другие полномочия, определенные правовыми актами бюджет­ного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представи­тельных органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осу­ществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

К бюджетным полномочиям Банка России относятся:

• разработка совместно с Правительством РФ и представление
на рассмотрение Госдумы основных направлений денежно-кредитной политики,

• обслуживание счетов бюджетов,

• осуществление функции генерального агента по государствен­ным ценным бумагам РФ.

На кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как на участников бюджетного процес­са возложено:

• осуществление операций по предоставлению средств бюджета
на возвратной основе,

• выполнение функции Банка России по обслуживанию счетов
бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на
соответствующей территории или невозможности выполнения
ими этих функций.

Органы государственного и муниципального финансового контроля:

• осуществляют контроль за исполнением соответствующих
бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов,

• проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

• распределяет средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств,

• определяет задания по предоставлению государственных или
муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и
получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат,

• утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений,

• составляет бюджетную роспись,

• распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и
исполняет соответствующую часть бюджета,

• имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части рас­пределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет,

- за деятельностью получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, вы­полнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг,

- использованием бюджетных средств распорядителями бюд­жетных

средств, бюджетными учреждениями и другими по­лучателями бюджетных средств, государственными и муни­ципальными унитарными предприятиями,

• готовит и представляет органу, ответственному за контроль
исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг,

• выступает в суде от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности,

• представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета и материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета.

Распорядитель бюджетных средств, представляющий собой ор­ган государственной власти или орган местного самоуправле­ния, имеет право распределять бюджетные средства по подве­домственным получателям бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответст­вующий год) обязаны:

• своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств,

• эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с
их целевым назначением,

• своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование
бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе,

своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Ведомственная классификация расходов бюджетов

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета. Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Перечень прямых получателей средств из федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - руководитель органа государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Ведомственная структура бюджетов субъектов Российской Федерации необходима для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов. Она указывает на распределение средств по их конкретным распорядителям - прямым получателям средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, реализующим принятые функциональные разделы и подразделы бюджетной классификации расходов.

При этом денежные средства расписываются по получателям бюджетных средств в общей сумме, конкретизируются по видам деятельности со степенью детализации, позволяющей органам законодательной власти принимать обоснованные решения о необходимости данного вида деятельности и размерах его финансирования, а затем и контролировать его осуществление.

Ведомственная классификация бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - руководитель органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления.

Смотрите видео: Эффективность Бизнес Тренингов (none 2020).