Вопросы к Юристу

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как известно, под правотворчеством в широком смысле понимается интеллектуальная человеческая деятельность по созданию правовых норм. В узком смысле – деятельность компетентных органов государства по разработке и принятию нормативных правовых актов, а также их дальнейшему совершенствованию, изменению и отмене.

Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий интеллектуальной деятельности, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных единой целью – создание норм права и нормативных правовых актов. Правотворческий процесс связан с поиском и использованием различной информации правового и социального характера, массивы которой требуется творчески обработать и на ее основе создать модель правил поведения, из которых формируются нормы права.

На первой стадии правотворческого процесса (разработки законопроекта) необходимо найти и изучить исходную информацию для разработки проекта, отражающую:

· историю правового регулирования по предмету будущего законопроекта,

· потребность в разработке новых правил поведения, т.е. актуальность правового регулирования предметных общественных отношений,

· практику применения действующего законодательства,

· зарубежный опыт нормотворчества по предмету законопроекта.

На основе собранной информации разрабатывается текст законопроекта. При этом требуются базы данных, т.е. большой массив различной информации, необходимой для разработки и оформления текста.

На второй стадии правотворческого процесса (обсуждения законопроекта) необходимо организовать всестороннюю предварительную правовую оценку законопроекта, провести его экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению в законодательном собрании либо иным субъектом нормотворчества.

Особенности информатизации Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Удовлетворение информационных потребностей правотворческой деятельности Государственной Думы обеспечивает несколько структурных подразделений.

Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе в печатном и автоматизированном виде: подготовку, размножение и доставку депутатам всех документов. Работники этого же управления обеспечивают автоматизированное стенографирование информационного процесса во время пленарных заседаний Государственной Думы и возможность его использования в правотворчестве.

Управление информационно-технологического обеспечения организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.

Информатизация нормотворческого процесса в Государственной Думе включает следующие действия:

· Информационной обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов,

· Автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых условий для прохождения документа,

· Информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения на пленарном заседании,

· Распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов,

· Информационно-технологическое обеспечение работы пленарного заседания Государственной Думы, включая обеспечение электронного голосования.

В аппарате Государственной Думы функционируют различные прикладные компьютерные программы и интеллектуальные информационные системы. Например, для лингвистической работы с текстами законопроектов используются различные вспомогательные средства лингвистического характера, тезаурусы ( совокупность ключевых слов и словообразований, используемых при подготовке правовых текстов), словари правовых терминов и их определений, алфавитные указатели к важнейшим законам и др. в сетевом режиме все депутаты и ответственные работники аппарата Государственной Думы обеспечены различными базами данных, с помощью которых ведется непосредственная подготовка законопроектов, электронные справочники, аналитические информационные системы- «Планирование», «Статистика», «Законопроект», «Законодательство», «Регион», «Контроль» и др.

Законотворческая практика постоянно выдвигает новые формы и условия применения ЭВМ и других элементов информационной инфраструктуры законотворческой деятельности. Эти формы находятся в постоянном изменении и развитии.

В настоящее время в состав инфраструктуры входят:

· Компьютерный мониторинг (процедура наблюдения) законодательного процесса,

· Электронная система информационного обеспечения,

· Система электронного документооборота,

· Единая информационно-телекоммуникационная сеть,

· Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности,

· Справочная информационно-поисковая система «ЗАКОН».

Информационная инфраструктура правотворческой деятельности

Под правотворчеством в широком смысле понимается интеллектуальная человеческая деятельность по созданию права. Результатом этой деятельности являются нормативные правовые акты, составляющие в своей совокупности позитивное право. В узком смысле — это деятельность компетентных органов государства по разработке и принятию нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы (150, 210).

Правотворчество, таким образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий интеллектуальной деятельности, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных единой целью — созданием норм права и нормативных правовых актов. Правотворческий процесс связан с поиском и использованием различной информации правового и социального характера, массивы которой требуется творчески обработать и на ее основе создать модель правил поведения, из которых формируются нормы права.

На первой стадии правотворческого процесса (разработки законопроекта) необходимо найти и изучить исходную информацию для разработки проекта, отражающую:

  • • историю правового регулирования по предмету будущего законопроекта,
  • • потребность в разработке новых правил поведения, т.е. актуальность правового регулирования предметных общественных отношений,
  • • практику применения действующего законодательства,
  • • зарубежный опыт нормотворчества по предмету законопроекта.

На основе собранной информации разрабатывается текст законопроекта. При этом как раз и требуются базы данных, т.е. большой массив различной информации, необходимой для разработки и оформления текста.

На второй стадии правотворческого процесса (обсуждения законопроекта) необходимо организовать всестороннюю предварительную правовую оценку законопроекта, провести его экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению в законодательном собрании либо иным субъектом нормотворчества. Здесь также требуется кропотливая работа по сбору, обработке и анализу немалого объема правовой информации, ее размножению для субъектов обсуждения законопроекта и вновь сбору, обработке и анализу. На стадии обсуждения используются не только базы данных, но и информационно-аналитические технологии коллективной творческой работы над законопроектом.

На третьей стадии правотворческого процесса (принятия закона) происходит работа по детальному обсуждению текста законопроекта непосредственно на пленарном заседании палат Федерального Собрания (вначале в Государственной Думе, а затем в Совете Федерации). Законопроект проходит несколько чтений на пленарном заседании, между которыми продолжается работа над законопроектом, вносятся поправки либо исключаются отдельные нормы (положения), проходит обсуждение таких поправок и, наконец, принимается окончательная редакция текста закона.

После принятия законопроекта палатами Федерального Собрания принятый текст направляется на утверждение Президента РФ. На этом этапе вновь проводится правовая экспертиза текста на предмет его соответствия Конституции РФ и другим нормативным правовым актам. Здесь также требуется организовать поиск, обработку и анализ правовой информации, содержащейся в тексте законопроекта в порядке творческого сравнения и сопоставления. Только после подписания Президентом РФ текст закона приобретает юридическую силу.

Таким образом, информационное обеспечение правотворческого процесса сводится к подготовке к использованию различных баз данных и созданию надежной информационно-телекоммуникационной среды для сбора, передачи и использования правовой информации. При этом профессиональные работники палат Федерального Собрания должны быть обеспечены:

  • • автоматизированными рабочими местами, оснащенными современной вычислительной техникой,
  • • информационно-телекоммуникационной сетью,
  • • базами данных, предназначенными для правотворческого процесса,
  • • компьютерными технологиями поиска, обработки, анализа и коллективного использования информации правового характера.

Названная информационно-технологическая инфраструктура обеспечения правотворческого процесса составляет основу информатизации законотворческой деятельности.

В соответствии с этим основными задачами информатизации правотворческого процесса являются:

  • • оснащение работников правотворческих органов современной вычислительной техникой поиска и обработки информации,
  • • формирование массива информационных ресурсов (баз данных),
  • • создание высокоэффективной информационно-телекоммуникационной сети, предназначенной для передачи информации и коллективной работы с документами,
  • • внедрение и использование информационных технологий разработки, обсуждения и принятия текстов нормативных правовых актов,
  • • обучение депутатов и персонала правотворческих органов навыкам работы с автоматизированными информационными системами.

Реализация задач информатизации правотворческой деятельности состоит из конкретной деятельности по созданию материальных, организационных и технологических условий информационного обеспечения соответствующего органа — субъекта правотворческой деятельности.

В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации и Государственная Дума выполняют самостоятельные законодательные функции Федерального Собрания и каждая из них руководствуется конституционно установленными полномочиями и федеральными законами:

  • • Государственная Дума принимает законы,
  • • Совет Федерации рассматривает и одобряет принятые законы на предмет их соответствия Конституции РФ, федеральным законам, а также федеративным интересам.

Учитывая специфику интересов республик, областей и других субъектов РФ, в Совете Федерации формируется информационный массив о деятельности регионов и автоматизированная информационная система взаимодействия с ними.

Информатизация правотворческой деятельности

Для того, чтобы выполнить эту работу, необходима современная вычислительная техника, надежные каналы связи для передачи информации, а также использовать современные информационные технологии (способы сбора, обработки и передачи информации). Таким образом, целью информатизации правотворческой деятельности является оказание помощи в деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов путем формирования ресурсов правовой информации, применения информационных средств и технологий.

Основными задачами информатизации являются: -формирование массива информационных ресурсов, -оснащение правотворческих органов современной вычислительной и другой техникой обработки и передачи информации, -внедрение информационных технологий, -обучение персонала навыкам работы с информационными средствами.

Основные направления информатизации правотворческой деятельности

Прогресс компьютерных информационных технологий, коммуникационных систем, электронных средств массовой информации и т.п.

затрагивает уже сегодня жизненные интересы каждого конкретного человека. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Однако еще сравнительно недавно — во второй половине XX в.

Правотворческая техника

В этой связи законодательную технику в узком смысле следует рассматривать как разновидность правотворческой техники. Содержание правотворческой техники.

Поскольку правотворческая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании нормативных правовых актов, то в содержании правотворческой техники можно выделить три основных элемента: правила правотворческой техники, средства правотворческой техники и приемы (способы) правотворческой техники. Правила правотворческой техники– это нормы, которые вырабатываются правотворческой практикой и существуют в виде либо деловых обыкновений, либо правил, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах. Все правила правотворческой техникиможно подразделить на четыре вида: 1) правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов, 2) правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативных актов, 3) правила, относящиеся к изложению норм права в нормативных актах и 4) правила, относящиеся к опубликованию нормативных актов.

Правотворческая политика и современные информационные технологии

В. Правотворческая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.

М., 2003. С. 180 — 198, Исаков Н. В., Мазуренко А. П. Правотворческая политика: общетеоретический аспект / Под ред.

2008. N 15. С. 13 — 15, Малько А.

В. Правотворческая политика как средство предупреждения и устранения ошибок в законодательстве // Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах: Материалы Междунар.

Технические средства правотворчества

Несовершенное (пробельное, коллизионное, избыточное) законодательство создает условия для произвола публичной власти, принятия ситуативных правовых актов, исходя из целесообразности, а не законности [4, 3].

В настоящее время проблемам технических приемов юридической деятельности уделяется большое внимание.

Правила юридической техники реализуются в правоприменительной, правоохранительной, интепретационной юридической деятельности. Но, на наш взгляд, наибольшее значение имеет применение средств юридической техники в процессе правотворчества и особенно законотворчества. Эффективность, качество принимаемых нормативных правовых актов (особенно – законов) всецело зависит от юридической техники правотворчества.

Кроме того, по качеству законов можно судить о степени построения правового государства, которым Конституцией Российской Федерации провозглашена Россия.

Вопрос № 23 «Современные информационные технологии в правотворческой деятельности.

Информационные системы в правотворческой деятельности»

СУБД должна иметь средства позволяющие сформулировать запрос к БД (поиск, сортировка и т.д.) на языке, близкому естественному и понятному пользователю, но в то же время формальному, реализованному на ЭВМ.

Интеллектуальный анализ данных (Data Mining) – автоматический поиск скрытых в больших базах данных взаимоотношений и связей с помощью анализа, классификации и распознавания (таксономии), шкалирования и т.д.

Информационные технологии в юриспруденции Информация в правовой

д. – … Информационноправовые системы

К каким справочно правовым системам относится информационно поисковая система «Закон» ?

В каком году был создан Научный центр правовой информации?

В каком году было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов в СССР?

На какие две группы делятся справочно правовые системы в РФ?

государственные и коммерческие

vy vy из ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ Курдюк, Петр Михайлович 1.

Наблюдаются кардинальные перемены во взаимоотношениях федерального центра и регионов.

В таких условиях важно обеспечить гармоничное взаимодействие Российской Федера­ ции и ее субъектов, поддерживая становление их самостоятельности и сохраняя целостность и неделимость всего государства.

Происходящие перемены не могли обойти стороной правотворче­ i ские процессы. Заново формируется федеральное законодательство, идет становление механизма регионального» правотворчества.

Поток законов, принимаемых субъектами России, стремительно нарастает. Если сегодня в некоторых субъектах их число доходит до нескольких сотен, то впереди не исключается перспектива появления тысяч новых законов и иных нормативных актов.