Вопросы к Юристу

Льготы при поступлении в корабелку

Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет - единственный в России вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне. История СПбГМТУ началась в 1902 году. Первый же конкурс составил двадцать человек на место! Насколько престижным сегодня остается образование «Корабелки? На этот и другие вопросы нашему порталу ответил проректор по учебной работе СПбГМТУ Евгений Алексеевич Кротов.

— Какой конкурс в последние годы на три основных факультета Университета?

— После того, как принимать стали на основании ЕГЭ, мы говорим об этом конкурсе в некотором смысле условно. Конкурс по заявлениям – первый конкурс. И второй, который говорит о проходном балле. Конкурс у нас достаточно приличный: от 4 до 10 человек на некоторые специальности, но проходной балл у нас средний – от 140 до 180 баллов по трем экзаменам ЕГЭ. Есть такое понятие, как мониторинг вузов и есть показатели мониторинга, которые учитывает Министерство образования. Там 8 основных показателей и один из них - средний балл ЕГЭ. Если вуз больше, чем по трем показателям проваливается, считается, что он неэффективный.

У нас этот балл сейчас в районе 57, а норматив примерно 66,3. С точки зрения проходного балла мы не дотягиваем до этого норматива. Но надо понимать, что он весьма условный, потому что принимается его среднее значение. Есть специальности с более высоким проходным баллом, есть вузы, где баллы ЕГЭ другие. Особенно на технические специальности. Тут важен еще такой показатель: сколько в вузе учится петербуржцев. Этим мы можем похвастаться. В среднем по городу среди поступивших в технические вузы около 72% составляют иногородние, а у нас - около 62%. Более 50%, а по некоторым оценкам до 80% всей судостроительной промышленности сосредоточено в Петербурге. Естественно, что для нас набор питерцев это краеугольный вопрос, и мы его достаточно успешно решаем.

— Растет ли престижность образования СПбГМТУ?

Существенным образом растет. Вместе с ростом промышленности, заказов естественным образом растет спрос на специалистов, которые эти заказы должны осуществлять. К тому же те люди, которые воспитывались еще в Советском союзе так или иначе уходят и должно быть восполнение. В 90-е годы и начале 2000-х восполнения этого потенциала не было. Промышленности находилась в упадке, был болен весь организм. Вуз тоже в эти годы выживал. Сейчас все растет и развивается.

По нашим оценкам, которые мы готовили в марте для наблюдательного совета, в районе 400 человек наших выпускников по корабельным специальностям должно быть востребовано в Петербурге и около 1000 по остальной стране. Что важно и говорит о престижности вуза дополнительно!

Каким количеством бюджетных мест располагает Университет?

На сегодняшний момент 1182 бюджетных места с учетом всех форм обучения и всех направлений подготовки. Бакалавриат - в районе 750, это без учета гуманитарных специальностей, потому что на них нет бюджетного приема. 170 бюджетных магистров было в этом году, в следующем будет 250.

Насколько доступным является платное внебюджетное обучение? Правда ли, что при отличной успеваемости в течение 2-х семестров можно перевестись с платной формы обучения на бесплатную?

Перевестись на бесплатное место можно только туда, где оно существует. В нашем вузе, как и в любом другом, есть положение о порядке перехода с внебюджетного обучения на бюджетное. Это можно сделать. Два семестра учиться на хорошо и отлично. Но этого недостаточно. Краегольный момент – это наличие бюджетного места. Если мы приняли на бюджет 25 человек и все они продолжают учиться, то даже если есть внебюджетник, удовлетворяющий условиям, то перевод не получится. На технических специальностях крайне редко бывает, чтобы мы кого-то не отчислили, хотя случается.

Хочу здесь сказать вот ещё о чём. Некоторые наши специальности попали в так называемую третью ценовую группу и параллельно в приоритетную группу специальностей. Это тоже наше достижение, результат активной работы за последние год-полтора. То есть раньше из федерального бюджета на обучение наших специалистов выделялось субсидий около 60 тысяч на человека, а теперь до 190 тысяч. Стоимость внебюджетного обучения на технические специальности у нас весьма приличная – от 135 до 190 тысяч в год. Она не может быть ниже, чем государственные субсидии, выделяемые на бюджетное обучение. Вот если на направление нет бюджетного приёма, то мы можем устанавливать цену из собственных соображений. На гуманитарные специальности у нас стоимость обучения около 80 тысяч в год. Мы стали опасаться, что никого не наберем на платные технические специальности, потому что раньше стоимость обучения на них была ниже, чем, например, на экономические, а теперь существенно выше. Однако в этом году только 15 человек магистров мы взяли за эти деньги, то есть 10% от общего приема. Это тоже говорит о престижности и востребованности.

Какое количество бакалавров, специалистов, магистров выпускает в год Университет по корабельным факультетам?

Мы вступили в Болонский процесс, при котором мы теперь выпускаем бакалавров и магистров. При этом у нас сохранялись еще специалисты. Это наше большое достижение и я могу об этом с гордостью сказать – мы сохранили специалистов в самые сложные годы, но готовили до этого года специалистов только в военном учебном центре. И только востребованность и наша активность привела к тому ,что нам с 2016 года разрешён набор специалистов на основные «корабельные» специальности.

Вообще говоря, корабль – самое сложное инженерное сооружение, которое создало человечество. Не зря у нас поэтому 3 базовых факультета: кораблестроения и океанотехники, корабельной энергетики и автоматики и морского приборостроения. А коль скоро это самое сложное сооружение, то учить человека только 4 года недостаточно. Большинство бакалавров надо доучивать в магистратуре, а когда будет развиваться специалитет, то нам это существенно облегчит задачу. И специалисты промышленности нас поддерживают, чтобы мы развивали специалитет, потому что бакалавры не так востребованы для такого сложного производства, как судостроение. По «корабельным» специальностям магистров раньше принималось всего порядка 30, в этом году у нас было 152 магистра, и уже был конкурс в магистратуру. В следующем году будет 250 магистров. Это на бюджетные места.

Кроме того, что мы получили специалитет, мы вновь, как в советские времена, получили право обучать своих специалистов 5,5 лет. Правда, при условии, что полгода мы должны учить не за счет государственных средств. Субсидии нам будут поступать на 5 лет, а дальше на востребованные специальности мы должны самостоятельно найти финансирование со стороны заинтересованных в наших специалистах предприятий. У нас в планах стратегического развития это есть. Причем, с предприятиями будет оговорено, какие именно компетенции должны получить специалисты, чтобы удовлетворить их запросам.

Существует ли сейчас распределение?

Такого распределения, которое было в Советском Союзе, нет не только в глобальном смысле, но даже по целевому приему. Однако если студент учился по специальности и на предприятии предлагают хорошие условия, то он туда идет. C приходом новой администрации очень хорошо укрепилась связь с предприятиями.

Мы находимся в очень серьезных партнерских отношениях с госкорпорациями: Объединённой судостроительной корпорацией, «Росатом», «Роснефтью» и другими. Поддерживаем связь с предприятиями и крупными научными центрами: Крыловский научный центр, «Адмиралтейские верфи», «Рубин», «Малахит», «Прометей» и другими. Сейчас у нас открыто 7 базовых кафедр. Например, «Малахит» выделил колоссальные деньги на оборудование аудиторий.

Отдельно могу привести пример «Роснефти». Сейчас благодаря этой корпорации шикарно развивается дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Представители кадровой службы «Роснефти» с Дальнего Востока приезжали к нам в конце июня на вручение дипломов агитировать ребят работать на Дальнем Востоке. Они предоставляют жилье, хорошие зарплаты, проводят стажировки в Южной Корее. 12 выпускников подписались сразу. Они готовы брать специалистов до 60 человек в год.

Есть ли какая-то статистика относительно того, сколько выпускников Университета устраиваются работать по специальности?

Серьезного мониторинга по распределению у нас нет. Его сложно организовать. Мы не можем отчитаться по каждому выпускнику, куда он устроился. Поэтому мониторинг носит выборочный характер, хотя статистическая выборка, по которой мы проводили мониторинг, достаточно репрезентативная. Большинство у нас все-таки работает по специальности – 70-80%. Это очень большой процент, все-таки профессия престижная, хорошо оплачиваемая и есть перспективы карьерного роста. По некоторым группам специальностей существует даже кадровый голод. Однако всегда есть случайные люди ,но те, кто отучился у нас и получил базовое техническое образование, могут себя реализовать в других смежных и не очень профессиях.

Какие специализации пользуются наибольшим спросом?

Во-первых, вся укрупненная группа специальностей по кораблестроению (около тридцати профилей). На них конкурс один из самых высоких. Разбивка идет по направлениям подготовки, дальше по профилю бакалавриата. То же самое с магистратурой. А внутри кораблестроения из наиболее востребованных специальностей – морские нефтегазовые комплексы. Сварка востребована, судовая акустика. Я выделяю, но не хочу кого-то обидеть. На факультете корабельной энергетики и автоматики и морского приборостроения есть очень востребованные специальности и большой голод на специалистов в этой области.

Есть специальности, на которые хуже идут, но они при этом очень сильно востребованы. Набор на направления по прикладной математике, механике мы осуществляем с натягом. Это сложные специальности, где нужен соответствующий уровень подготовки, а, к сожалению, далеко не все им обладают. Поэтому ребята взвешивают свои возможности и решают, куда им идти. Кстати, низкий балл по ЕГЭ иногда ни о чем не говорит. У меня есть студент в группе прикладных механиков с баллом ЕГЭ 24 по математике, староста группы, так он один из лучших по той же математике в группе.

Какие новые кафедры и специальности открылись в последние годы?

Тот же «нефтегаз» мы только в прошлом году аккредитовали, техносферная безопасность и управление в технических системах недавно открылись. Скорее даже, не столько сами направления новые, а в рамках укрупненных групп можно делать профили, если вдруг возникает необходимость. Что касается кафедр, то мы стремимся не создавать новые кафедры, а оптимизировать кадровый состав. За предыдущие годы в связи с открытием новых специальностей и появлением гуманитарного блока у нас образовалось много кафедр.

В то же время, с конца 90-х сокращалось количество студентов (сейчас тенденция к увеличению) и, соответственно, должно было сокращаться количество преподавателей, а раз так, то и кафедр становиться меньше. Нам нужно думать о том, чтобы обеспечивать образование оптимальным составом. Мы начали открывать базовые кафедры. Это подразделение в рамках кафедры, которое имеет своего заведующего, и ориентировано на какое-то предприятие. Там нет большого штата. От института обычно один заведующий.

Базовая кафедра позволяет проводить практику на предприятии, вести научно-исследовательскую работу, студенты могут писать дипломы и магистерские диссертации, используя научно-исследовательский потенциал предприятия. Последние годы они работают на этих предприятиях. Сейчас 7 действующих базовых кафедр, еще 12 планируем открыть в ближайшей перспективе.

А практику студенты проходят в основном на предприятиях, которые имеют базовые кафедры?

В идеале было бы так, но не все предприятия имеют у нас базовую кафедру. Тогда используется стандартная схема. Заключаем договоры с соответствующими предприятиями и там студенты проходят практику. Как правило, мы стремимся, чтобы практику проходили на петербургских судостроительных предприятиях. Это экономически обусловлено. Но есть практики и в Нижнем Новгороде, и в Калининграде, и в Северодвинске, надеюсь, теперь будет и в Севастополе. И, конечно, на Дальнем Востоке обязательно со следующего года будет практика.

Много ли выпускников уходит в науку, остается в Университете?

На кафедрах остаются немного. Остаются в научно-исследовательской части. Вообще наука нас сейчас очень поддерживает. У нас даже есть лозунг: «Образование через науку». Это и для студентов, и для преподавателей лозунг. Вообще, в науке можно зарабатывать существенные деньги. Средняя зарплата ассистентов у нас 72 тысячи, некоторые профессора получают меньше, если не занимаются наукой. Это за счет науки. Если ребята остаются в институте, даже ассистентом на кафедре, то участвуют в научно-исследовательской работе. Но эти деньги даются не просто так. Научный труд очень тяжелый.

Насколько продуктивно работают научно-исследовательские лаборатории и в чем это выражается?

Это выражается в объеме научных исследований. Один из показателей мониторинга вузов- это как раз объем научных исследований. Чтобы удовлетворять этому показателю, объем должен быть около 30-50 млн рублей в год, у нас он больше 800 млн рублей! Наука - это то, чем мы можем в известной мере гордиться. Тут мы на уровне ведущих вузов города и в стране не затеряемся. Есть объем работ, который финансирует Министерство образования РФ. Эта часть у нас не такая существенная, хотя если бы у нас была только она, мы бы все равно проходили по показателю мониторинга. Если взять составляющую, которая не связана с финансированием из Минобра, то она у нас на уровне Политеха, ЛИТМО и прочих ведущих технических вузов, особенно если брать в пересчете на одного студента. И это тоже наша заслуга.

Что собой представляет и как часто обновляется учебная база Университета (литература, современное оборудование, технологии)?

Литература это не совсем база. Она, безусловно, обновляется. Та литература, что требуется по федеральным государственным образовательным стандартам, закупается. Стремимся к тому, чтобы меньше закупать литературы в бумажном виде, а пользоваться учебниками в электронном. Стараемся переводить всю нашу учебную литературу в электронную форму.

Что касается лабораторной базы, то в 90-е годы что-то докупать было невозможно – это были годы выживания. Сейчас мы развиваем базовые кафедры, чтобы пользоваться ресурсами тех организаций, где можно это делать. Есть и собственные планы развития и модернизации лабораторий.

На ближайшие 3-4 года есть планы открыть и модернизировать такие лаборатории: прочности, гидроаэродинамики и мореходности с модернизированным мореходным бассейном и аэродинамической трубой, систем электродвижения судов, морской подводной робототехники с модернизированным акустическим бассейном, концептуального проектирования и экономического анализа перспективной морской техники, математического моделирования, программ аппаратных систем контроля морской техники. В их создании предполагается участие заинтересованных организаций и корпораций.

У нас по этому поводу было несколько совещаний органов госвласти в Совбезе под председательством Николая Платоновича Патрушева. Есть пункт протокола совещания от 24.04.15, в соответствии с которым корпорации и предприятия будут нам помогать. В перспективе мы хотим создать кампус в Ульянке, объединив всю инфраструктуру вуза, в том числе и современные лаборатории, в одном месте.

Кто имеет право на льготы при поступлении в вуз?

Поэтому рекомендуем вам уточнить в приемной комиссии вуза, возможны ли преференции для абитуриентов, имеющих данный знак отличия. Полный перечень граждан, имеющих льготы при поступлении в вуз, можно узнать в приемной комиссии учебного заведения или посредством изучения статей Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Таким образом, чтобы воспользоваться льготой при поступлении в вуз, необходимо помимо требуемых документов представить в приемную комиссию бумагу, подтверждающую ваше право на льготы.

Поделиться Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Юридическая консультация После прочтения остались вопросы? Звоните по номеру и наши юристы проконсультируют Вас!

Звонок бесплатный. Советуем прочитать 31 октября 2017 27315 1

3 заблуждения о льготах при поступлении в вуз, на которые попадаются абитуриенты

Плохо, когда абитуриент не знает, какие есть у него преимущества при поступлении в вуз.

Есть ещё одно условие: отметки в аттестате по профильным предметам должны быть не ниже 6 баллов. Данная категория абитуриентов зачисляется после ребят, которые поступают без вступительных испытаний (победители международных и республиканских олимпиад, творческих конкурсов и соревнований, участники Олимпийских, Паралимпийских, Дефлимпийских игр и победители Юношеских Олимпийских игр и т.

д.). Также для них предусмотрена квота — 30% от контрольных цифр приёма.

К примеру, на какую-то специальность принимают 10 человек, тогда для зачисления сирот и детей без попечения родителей отводится три места. Если претендентов больше, среди них проводится дополнительный отбор: преимущество на поступление имеет тот, у кого сумма баллов за ЦТ (экзамены) и аттестат выше. При равном их количестве смотрят на балл за тест по первому профильному предмету, затем по второму.

Вообще, предусмотрено девять пунктов, по которым определяется преимущество на поступление.Абитуриенты из сельской местности поступают в вуз на особых основанияхС 2014 года выпускники сельских и городских школ зачисляются по общему конкурсу.

Очень редкий кейс, так что полагаться на него не стоит.

Лучше и вступительным экзаменам в вузе, если таковые предусмотрены по твоей специальности. И кроме и пособий проштудируй , чтобы знать, какие у тебя могут быть преимущества при поступлении.

***Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях , , , и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.

Текст: Виолетта РАДКЕВИЧ 13 марта 2019 в 15:03

Льготы при поступлении в вузы в 2019 году

— победителям (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведённой Министерством образования в учебном году, выставляется высший балл, установленный для оценки результатов по соответствующему предмету вступительного испытания.— победителям (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по информатике и астрономии, проведённой Министерством образования в учебном году, выставляется высший балл, установленный для оценки результатов по предмету профильного испытания «Физика».— победителям (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по истории, проведённой Министерством образования в учебном году, выставляется высший балл, установленный для оценки результатов профильного испытания по учебному предмету «История Беларуси» или по учебному предмету «Всемирная история (новейшее время)» (по выбору абитуриента).

Популярные Материалы

34. Право на прием на обучение в пределах особой квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г.

Какие льготы предоставляются при поступлении в ВУЗ для абитуриентов в 2019 году

Привилегия предоставляется лишь в один вуз на одну выбранную специальность. Только олимпиады первого уровня дают данное преимущество.Вам нужна по этому вопросу?

и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.Что такое особая квота?Это ежегодно меняющиеся количество бюджетных мест, которое устанавливает само учебное заведение. Такие места должны быть установлены для каждого факультета отдельно.

Ребенку, получившему такую квоту, необходимо пройти вступительные экзамены и набрать минимальное число баллов.Кому положена особая квота в 2019 году:

  1. Ветераны военных действий,
  2. Сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения,
  3. Детям-инвалидам, инвалидам детства и инвалидам 1-2 групп,
  4. Граждане, не достигшие 20-летнего возраста, воспитанные матерью или отцом-инвалидом 1-2 группы (доход семьи должен быть ниже МРОТ).
  5. Лицам, получившим травму или инвалидность во время войны или военной службы (если нет противопоказаний для учебы),

Квота может носить целевой характер.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет СПбГМТУ

Личные дела в законвертованном виде выдаются на руки кандидатам для представления в приёмную комиссию Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, а именно в мандатную комиссию УВЦ, в период её работы с 18 июня по 26 июля 2019 года, а также могут пересылаться по почте по адресу: 190121, г.

Санкт-Петербург, улица Лоцманская, д.3, Начальнику УВЦ при СПбГМТУ.

Личные дела, полученные на руки, по желанию можно привозить до начала работы приемной комиссии и сдавать начальнику учебной части УВЦ при СПбГМТУ капитану 1 ранга Степанову Валерию Петрович в будние дни с 10 до 17 часов по адресу: г.

Санкт-Петербург, Лоцманская улица, д.3, УВЦ, 5 этаж, кабинет 6, тел.: 8(812)713-85-68. На территории СПбГМТУ действует пропускной режим, при себе необходимо иметь паспорт.

При проведении вступительных испытаний с кандидатами проводятся дополнительные мероприятия, направленные на определение уровня физической подготовленности в соответствии с и Приложением № 4 к Правилам приема граждан в учебный военный центр при СПбГМТУ на 2019/2019 учебный год.

Льготы при поступлении в ВУЗ в 2019 году – виды, категории льготников и правила применения

Лица, имеющие офицерское звание, не имеют права на получение подобной льготы.

Стоит отметить, что наличие права на поступление в учебное заведение вне конкурса, не освобождает вышеуказанные категории абитуриентов от необходимости сдачи вступительных экзаменов.К числу льготников третьей очереди относятся:

  1. дети военнослужащих, воинский стаж которых составляет не менее 20 лет (при том условии, что ребенок поступает в военный ВУЗ),
  2. лица, ставшие инвалидами в результате травмы, полученной в ходе выполнения воинских обязанностей,
  3. дети лиц, погибших в ходе контртеррористических операций.
  4. дети, родители которых погибли в ходе осуществления мероприятий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС, или являлись их участниками,

Стоит отметить, что лица, относящиеся к данной категории льготников, могут воспользоваться своим правом лишь в случае возникновения спорной ситуации, при которой несколько абитуриентов имеют одинаковое количество баллов.

Какие льготы предоставляются при поступлении в вуз для абитуриентов в 2018 году

Санкт-Петербургский государственный Морской технический университет «КОРАБЕЛКА» 190008, Санкт-Петербург, Лоцманская ул., 3Факс: 713-81-09, WWW.SMTU.RUemail: [email protected]Приемная комиссия (учебный корпус “Ульянка”):198262, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 101, к.
222

Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования серии A №00011, рег.№0108 от 20.11.2002 г.

Льготы в санкт-петербурге в 2017 году

Но на будущий год обещают бюджетные места.После двух лет обучения сдают ЕГЭ и поступают либо в Корабелку, либо в любые другие ВУЗы.
Льгот при поступлении в Корабелку (в смысле в ВУЗ) официально нет, но на деле, как я понимаю, конечно, берут «своих».И ещё, кто не дотягивает до ВУЗа, идут на СПО, а потом на 2 курс Корабелки.
Как-то так. Сходите обязательно на собрание, там всё расскажут.
Цитировать

    Cпасибо! Грустно как-то за такую сумму и без льгот.

Конечно если учиться не будет , то деньги не помогут Цитировать Из нашего класса трое учеников там учатся.

56 тысяч в год. Сложно, но интересно.

РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ · На сайт · Линейки

    04.10.2015, 19:41#1 Поделитесь, пожалуйста, отзывами.

Сын хочет перейти, а я ничего о школе не знаю. Спасибо. Цитировать Сообщение от gpd77 Поделитесь, пожалуйста, отзывами. Сын хочет перейти, а я ничего о школе не знаю. Спасибо. У меня два знакомых мальчика там первый год учатся (после 9 класса). В этом году только платно было.Математика и физика сложная.

Физика 6 часов в неделю. По конспектам, учебников нет.

Пятидневка. Что интересует, могу спросить. Цитировать Спасибо Вам за ответ! Хотелось бы понять — стоит ли игра свеч (денег).

Интересует стоимость и льготы при поступлении. Еще раз спасибо! Цитировать Сообщение от gpd77 Спасибо Вам за ответ! Хотелось бы понять — стоит ли игра свеч (денег).

Интересует стоимость и льготы при поступлении. Еще раз спасибо! В этом году обучение стоило 56 или 58 тыс.р.

Успешно закончившие программу обучения двух лет переводятся на первый курс университета.

В СПб ГМТУ на конкурсной основе в соответствии с контрольными цифрами приема принимаются граждане России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России. Они имеют право получить бесплатное высшее образование, если такое образование получается ими впервые.

Сверх контрольных цифр на дополнительные места осуществляется прием на договорной основе с оплатой юридическими или физическими лицами.

Прием документов: — на среднетехнический факультет — июнь, — на дневное обучение — июнь- июль, — на вечерне-заочное обучение — июнь — август.

От юриста до программиста

Бытует стереотип, что университетские годы — это самый счастливый период в жизни человека. Я, однако, не могу с ним согласиться — в мою жизнь счастье проникало тем больше, чем дальше я отдалялся от своего вуза. Заканчивал школу я в депрессивном состоянии. Жил в Пушкине с мамой, искал смысл жизни и не мог найти, меня травили одноклассники. Занимался программированием, играл на гитаре, тренировался на секции каратэ — только это в жизни на тот момент и нравилось, в остальном всё было плохо. Мама очень хотела, чтобы я поступил в частный юридический вуз, где она работала сама, вуз находился там же, в Пушкине. Я даже ходил туда на подготовительные курсы в 11-м классе, но где-то после Нового года «взбрыкнул» и понял, что в гробу видел карьеру юриста (знаете старый американский анекдот: «Чем отличается труп адвоката от трупа оленя на лесной дороге? Отсутствием следов торможения!», да простят меня юристы). На удивление, мне удалось аргументировать свою позицию перед матерью, и вскоре был задействован резервный вариант — решили, что поступать я буду в Корабелку. В общем, в тот момент у меня не было какой-либо позитивной мотивации, но была депрессия и нежелание попасть в армию.

Мой интерес к программированию сыграл свою роль в выборе специальности, но не вуза. Еще до поступления я самостоятельно изучил C, C++, Pascal, Object Pascal, HTML, CSS, JavaScript, и освоил слепую десятипальцевую печать. Писал отдельные утилиты для Windows, графические демо и простенькие сайты — для души. Подрабатывал системным администратором-эникейщиком. Вся эта деятельность мне нравилась возможностью конструктивно думать и увлечённо решать задачи. Кстати, с первого курса я и сам преподавал — вёл кружок C/C++ — там же, в Пушкине в местном УПК (МЦИК «Интеллект», так называлось заведение полностью). А в строительной компании, где работал системным администратором, я был ещё и ночным сторожем и уборщиком — ночные смены можно было спокойно проводить за компьютером, занимаясь самообразованием, меня это более чем устраивало.

«Отлично» с припиской «моральный урод»

Школу я закончил с серебряной медалью, а если бы я не задавался вопросами смысла жизни в тот период — была бы у меня и золотая. Но поступал я по олимпиадам, и для этого нужно было не только хорошо написать эти работы. Меня удивило, кстати, что при поступлении на программиста на кораблестроительном факультете (что само по себе странное сочетание) не было ни одной задачи ни по дискретке, ни комбинаторике, ни по гидротехнике. Нельзя сказать, что я был не готов — у меня вообще с техническими дисциплинами всё неплохо. ЕГЭ в тот год (2004, если память мне верна) сдавали только по русскому языку, и у меня по школе был второй результат (92, кажется, балла из ста). К слову, за сочинение на внутришкольной репетиции ЕГЭ по русскому мне поставили «отлично» с припиской «моральный урод!» — тема была «о милосердии в русской литературе», и точку зрения я высказал весьма нонконформистскую. Готовился ко всем испытаниям я почти исключительно самостоятельно — не занимался ни с репетиторами, ни на подготовительных курсах (юридические — не в счёт: ни история России, ни теория государства и права мне не помогли).

Мелочи быта

Моими первыми мыслями после поступления были: «Боже, ну и помойка!» (про внешний вид вуза), «Ладно, по крайней мере, что-то новенькое», «Ну и далеко же он находится!». Что касается внешнего вида — всё было раздолбано. Самое гнетущее впечатление производили туалеты, конечно, — особенно в корпусе на Ленинском проспекте, в полуподвале рядом с тренажеркой и бильярдом. Там еще была жуткая курилка — не знаю, как с этим обстоит сейчас, после запрета на курение в общественных местах, но тогда это был просто филиал ада в отдельно взятом вузе. Там, где не было раздолбано, просто был совдеп. Пристойный ремонт был выполнен только в кабинетах разного рода шефов и всяких формальных местах вроде актового зала на Лоцманской. Состояние аудиторий было плачевным, хотя далеко не катастрофическим. В целом, было, где сидеть — и то хлеб. Оборудования, вроде проекторов, практически не было, доски были старыми и их было мало.

Халява, слишком много халявы

В дальнейшем мне удалось сравнить аудитории СПбГМТУ с аудиториями Высшей школы экономики, MIT и многих других вузов (с какими-то — очно, с какими-то — по видео) — контраст, конечно, разительный. К тому времени, как я заканчивал вуз, ситуация, вроде, начала исправляться. Наверное, финансирование пришло и деньги на ремонт появились. Отдельной проблемой для меня была транспортная доступность университета. От любого метро практически до любого корпуса вуза было неудобно добираться — отовсюду нужен был дополнительный транспорт. Только корпус на Горьковской был более или менее удобно расположен, но там почти не было занятий за все годы. Добираться из Пушкина было отдельной проблемой — продолжения Витебского проспекта ещё не построили, а Пулковка стояла в вечных пробках. На общежитие же я претендовать не мог — Пушкин формально считается районом Питера, а общежитие предоставляют только иногородним. Единственное время, когда мне было удобно ездить — на 4 или 5 курсе я ездил на машине из Пушкина, через КАД. Получалось два сочетания на выбор: либо «маршрутка + троллейбус», либо «электричка + метро + автобус» (в общем, минимум — одна пересадка, а чаще — две). Впрочем, со временем я решил этот вопрос: когда понял, что в плане знаний в вузе ловить всё равно нечего, просто стал ездить туда раз в неделю. Чтобы не сложилось ощущения, что я сачковал — и бакалаврский, и магистерский дипломы у меня с отличием, по окончанию вуза я был рекомендован к аспирантуре (и даже поступил, правда в ЛЭТИшную, но учиться не стал в связи с переездом в Москву по семейным обстоятельствам).

Столько программистов стране не нужно

Говорить могу только про свою специальность — программирование. Нужно понимать, что в системе высшего образования с ней практически везде один и те же проблемы: область это новая, развивается очень динамично, и косные образовательные системы за ней хронически не поспевают. От учёбы в первом семестре впечатление сложилось неплохое, но уже во втором оно рассеялось без следа. Печально, но факт: большая часть преподавателей были людьми случайными. Происходит отрицательный отбор — преподавать идут только те, кто не подошёл для отрасли, ибо финансовые мотивации несопоставимы. Хорошего специалиста оторвут с руками и ногами как крупные компании с большими бюджетами, так и маленькие хищные студии. В вузах же на полную ставку остаются либо «совсем старички», либо «совсем дурачки», либо преданные энтузиасты. Последние в таком раскладе заслуживают огромного уважения, пусть и слегка недоуменного. Из системных проблем стоит упомянуть и ряд откровенно ненужных предметов, сделанных обязательными, и ряд предметов откровенно необходимых, но отсутствующих в программе — но это точно не проблема конкретного вуза, это проблема всей образовательной системы.

Впрочем, основной моей претензией к образовательному процессу я бы назвал не качество преподавания — а, напротив, качество требования. Халява, слишком много халявы. Поговорка «мы не ходим к врачам, потому что знаем, какие мы сами инженеры», к сожалению, родилась не на пустом месте. Однако, не хочется говорить о плохом и о некомпетентых преподавателях. Вспоминать по прошествии лет хочется только хорошее.

Начну с преподавателей математики. В первом семестре ее вела Гессен — в целом, большая молодец. И с подачей информации всё было в порядке, и со строгостью контроля, но она была в положении и ушла в декрет после первой сессии. Была Войткунская, вела всё, что можно назвать в широком смысле дискретной математикой: от собственно дискретки до теории графов и обратно. В принципе, вела неплохо. Очень старомодно, местами крайне неэффективно — ну так и лет ей уже было сколько, что сказать. Единственное, чем не радовала совершенно, так всякими неучебными делами вроде профкома, хора, и какой-то там картонной школы барабанщиц. То есть я не против — пойте и пляшите, ради бога, но почему это может влиять на чьи-то оценки? Я тоже один раз спел, на гитаре сыграл и на шпагате на сцене посидел, конечно, но всё это было противно и фальшиво.

Поговорка «мы не ходим к врачам, потому что знаем, какие мы сами инженеры», к сожалению, родилась не на пустом месте

Что касается программирования, была пара Высицких — отец и сын. Старший на первом курсе давал введение в программирование — очень достойно. Я весь этот материал изучил ещё в школе, и сам его преподавал тогда же — так что оценить мог. Пару раз даже спорил с ним и выходил победителем, но в целом претензий не имел. Это C/C++, Pascal/ObjectivePascal, Delphi — своего рода классика. Младший Высицкий на втором курсе (и, может, на третьем тоже, не помню) читал прикладное программирование под Windows. На фоне прочих было даже хорошо — хотя бы предмет ясно очерчен, учебная программа ясна и какой-никакой контроль знаний был. По физике из реально хороших преподавателей могу назвать Короля — по физике читал буквально пару лекций, ибо в основном работал в Англии, но читал прекрасно — вообще не имею к нему претензий, сплошные восторги — великолепный преподаватель, фамилию свою полностью оправдал. Также порадовал Агунов, читавший курс «архитектура ЭВМ и основы электроники» — тоже прекрасный инженер и преподаватель старой закалки. Чудесная фраза «Так, столько программистов стране не нужно. Особенно таких!» и в целом адекватность, ум, умение объяснять, сочетание строгости и готовности помочь — вызвали совершенно заслуженное уважение. Был ещё один интересный товарищ из старой школы, профессор Нечаев: старенький, с проблемами со здоровьем, дребезжащим голосом, но живым умом. Читал курс искусственного интеллекта, сам был известен своим участием в работе над автопилотом «Бурана» — хорошо, жаль, что мало.

Первый семестр породил во мне энтузиазм, второй — вогнал в депрессию, третий и четвёртый — индуцировали всевозрастающее желание отчислиться. С третьего курса я просто начал активно косить и работать, и жить стало легче и веселее. Моей бакалаврской работой было коммерческое веб-приложение — интернет-магазин (как ни странно, про веб — отрасль, основную уже тогда, нам вообще никто ничего не читал — но не беда, освоил самостоятельно).

Магистратура

Мест в магистратуру было три, а желающих поступить туда, вместе со мной — четверо, остальным предлагался специалитет. Я сказал Жураве (который был тогда деканом), что готов закончить общение с Корабелкой на дипломе бакалавра. В ответ он прищурился и пробил четвертое место для магистра. Не знаю, зачем это было нужно декану — наверное, не хотел терять интересного кадра. Я согласился на магистратуру, но иллюзий не питал — было ясно, что обучение будет халявой, а лишняя корочка ещё никому не мешала. Магистратура и правда оказалась откровенным цирком. Магистерскую работу, честно говоря, я написал левой пяткой в свободное от основной работы и хобби время. Самому за неё стыдно, хотя и получил магистерский диплом с отличием.

Чего не хватало в программе

Мой опыт в отрасли составляет уже больше десяти лет, и я могу позволить себе заметить, чего в образовательной программе не хватало: обзора инструментария и методологий разработки (ключевые слова: VCS, Git, TDD, Agile, Scrum, Issue Tracking), курса по архитектуре Интернет и разработке веб-приложений, курса по программированию 3D и использованию соответствующих движков (OpenGL, DirectX, Unity etc.), курсов по компьютерной безопасности и криптографии. Да и просто математики, физики и электроники, честно говоря, было маловато. А совсем сказкой было бы, если бы по биоинформатике курсы были — но об этом, кажется, только мечтать можно.

Самообразование

Впрочем, можно и не мечтать — можно брать процесс в свои руки. В современности вопрос образования, особенно айтишного — это вопрос самообразования. Ищущий найдёт всё необходимое в интернете, а ленивый дурак — останется ленивым дураком. Особенно актуальной эта ситуация стала после революции в сфере онлайн-курсов. Единственное — в XXI веке обязательно нужно знать английский (а скоро и китайский станет обязательным). К слову, английский в Корабелке преподавали отвратительно — я уже тогда разговаривал куда лучше преподавателей, а в то время у меня язык всё-таки не был совершенно свободным (впрочем, это, опять же, общая проблема всей образовательной системы тех лет). Конкретно программистам я бы посоветовал начать с открытых источников по JavaScript (нет ничего проще для старта из актуальных технологий), затем пройти классические курсы SICP и «From NAND to Tetris», освоить классику алгоритмов (Седжвик или Кормен вполне подойдут) — и двигаться дальше куда душе угодно с освоенной базой.

Программистам я бы посоветовал начать с открытых источников по JavaScript

Скучных предметов не бывает

При правильном подходе — любой предмет интересен, абсолютно, какой ни возьми. На себе проверил не раз — от музыки до квантовой механики или тайского языка, скучных предметов нет. Однако легче лёгкого отбить студенту «хотелку», большинству, к сожалению, отбивают ещё в школе. Мне, в принципе, всегда нравились математика, физика, программирование во всех проявлениях, иностранные языки, музыка, физическое развитие. Особенно мне нравится что-то сначала руками собрать, а потом закодить (по сути, это уже робототехника). Например, я делал светодиодные костюмы или прочий реквизит для светового шоу, множество всяких игрушек а-ля «Умный дом» на Arduino. Зачем что-то кодить после того, как уже собрал руками? Представьте себе робота: он вроде бы собран руками — тут процессор вставлен, тут манипулятор на изоленту примотан, вроде бы цельно выглядит. Но не может делать ничего, и пока ты в него не поместишь код — это просто груда металла, как компьютер без операционки. Робототехнику я по мере сил изучал сам — даже близкого ничего не было в вузе (а вот в интернете материала хватает, желающие могут начать с Udacity). Казалось бы, на факультете кораблестроения-то стоит ожидать какой-никакой робототехники на кафедре ВТ — но увы.

Романтика и датамайнинг

Вопрос «многие ли выпускники работают по специальности?» в отношении IT — сложный. IT переживает бум, и как-то к этой сфере даже работники фастфуда относятся. Большинство из моих одногруппников тоже работают где-то недалеко от информационных технологий, хотя собственно программистов — существенно меньше половины.

Сам я начал работать ещё до университета. Первые два курса я преподавал школьникам в УПК программирование, работал системным администратором в строительной компании, и там же — сторожем. Фрилансил разработкой сайтов. На третьем курсе пошёл стажироваться в EPAM, Java-программистом (сам, никто не направлял от вуза, от СПбГМТУ вообще никакой практики не припомню). Пару месяцев проработал-проучился, не понравилась enterprise-атмосфера (в моём нынешнем кругу за словосочетание «ресурс разработки» по отношению к человеку можно и по лицу получить, а там это было в порядке вещей), ушёл. Чуть-чуть между делом поработал подмастерьем кузнеца. Захотелось просто поработать руками. Я тогда ещё огненным шоу занимался и жонглированием, как-то через это и в кузнецы заскочил. В школе когда-то занимался столяркой, даже диплом столяра есть, с камнем как-то не было интереса работать, а кузнечное дело — романтика, красота! С четвёртого курса работал в Yota, веб-разработчиком. Компания была молодая, пафосных менеджеров было ещё мало, так что год проработал с удовольствием, и ещё год — без. Потом была череда разных компаний, разных проектов и разных должностей, почти всё — вокруг веб-разработок, машинного обучения, образовательных технологий и датамайнинга. Успел поработать тимлидом в ActionLearning, IT-директором в CrowdAge, ныне — http://gero.com/, http://locomotome.com/, создать и впоследствии распустить собственную студию «Doppler Studio» (в основном, занимались техническим обеспечением электронной коммерции).

Два преимущества

У профессии программиста есть два чудовищных преимущества: привычка думать и учиться, и возможность работать удалённо. Поэтому, когда у меня закончились нетронутые языки программирования и технологии (звучит громко, но в какой-то момент почти так и получилось), руки и голова дошли до языков натуральных. В результате, помимо свободного английского, у меня сносные немецкий и испанский, хотя бы как-то я понимаю и могу объясниться на большинстве европейских языков и имею базовое представление также о восточных. Даже думал второе высшее по лингвистике получать, но вспомнил первое высшее, посмотрел на цены в СПбГУ — и отложил до лучших времен эту идею, продолжив учиться в свободное время в Сети (крайне советую желающим аудиокурсы Pimsleur и программу Rosetta Stone).

Смотрите видео: Распределение права выпускников и обязанности нанимателей: Открытый разговор (none 2019).