Вопросы к Юристу

Роспотребнадзор (стенд)

Вниманию заемщиков, заключившим договор страхования

Согласно ст. 33 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.
В соответствии с п. 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Таким образом, страхование риска утраты жизни и потери работоспособности является допустимым способом обеспечения возврата кредита
Страхование жизни и здоровья при заключении кредитного договора является правом, а не обязанностью потребителя.
В каких случаях страхование жизни и здоровья будет считаться навязанным потреби¬телю?
Навязыванием услуг страхования жизни и здоровья будут считаться случаи, когда у потребите¬ля отсутствовала возможность получить кредит без данной услуги.
Если потребитель выбрал страхование добровольно (например: в заявлении (договоре) нужно было отметить один из предложенных вариантов:
1 вариант - получение кредита со страхованием или 2 вариант- получение кредита без страхования и потребитель выбрал первый вариант, то в таких ситуациях обуславливание получения кредита обязательным страхованием отсутствует.
Если банк отказывается выдать кредит без страхования жизни и здоровья потребителя, то это является нарушением ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с п.2 указанной статьи запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Страхование является самостоятельной услугой по отношению к кредитованию. Предоставление кредита при условии обязательного оказания услуг по страхованию жизни и здоровья ущемляет права потребителей, установленные законом.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским Кодексом, законом или договором.
В рамках кредитных отношений между потребителем и банком законодательством установлен только один случай страхования в силу закона - страхование заложенного имущества залогодателем (ст. 31 Закона РФ от 16,07.1998г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости»).

Способы восстановления нарушенных прав:
1.Административная ответственность, если кредитный договор заключен не более 1 года назад.

Основанием для привлечения к административной ответственности (кредитной организации) является нарушение законодательства о защите прав потребителей, выразившееся в несоблюдении правил, предусмотренных законодательством, а именно - включение в кредитный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ).
В случае включения в кредитный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя Управление Роспотребнадзора выдает предписание об устранении выявленных правонарушений.
Имущественные требования потребителя рассматриваются в претензионном и судебном порядке.

2. Претензионный порядок урегулирования спора.
Потребитель имеет право на отказ от услуги страхования жизни и здоровья заемщика при заключении кредитного договора. В случае, когда при заключении кредитного договора заемщику предоставляется право выбора на получение кредита со страхованием жизни и здоровья или без страхования, и он соглашается на такое страхование, то в дальнейшем потребитель также вправе отказаться от такой услуги в любое время.
Претензия направляется в письменном виде в страховую компанию одним из указанных способов:
1-й способ вручения претензии – лично, в офисе страховой компании, при этом на втором экземпляре или ее копии уполномоченный представитель банка ставит отметку о получении (входящий номер, дату получения, должность, Ф.И.О., подпись, печать),
2-й способ вручения претензии – посредством почтовой отправки на адрес страховой компании заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае расторжения договора страхования потребитель должен оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору.
Отказ страховой компании от расторжения договора страхования жизни и здоровья заемщика при заключении кредитного договора, если услуга была предоставлена потребителю на добровольной основе, является ущемлением прав потребителей.

3. Судебный порядок разрешения спора с выставлением требования о признании части сделки (условие о страховании жизни и здоровья заемщика) недействительной, в случае, когда при заключении кредитного договора заемщику не было предоставлено право выбора на получение кредита со страхованием жизни и здоровья или без страхования.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 1 ст. 47 ГПК РФ потребитель вправе привлекать Управление Роспотребнадзора к участию в деле для дачи заключения по делу.

Образец заявления о расторжении договора страхования жизни и здоровья

________________________________________________
наименование юридического лица (страховой компании)
_________________________________
адрес
от _____________________________________________
Ф.И.О., адрес

«____» ___________ г. между мной, ___________________________ Ф.И.О. (далее-Заемщик) и _______________________ (далее-Банк) заключен кредитный договор №____ от «___»______________20___г. на сумму __________руб. со сроком оплаты процентов в размере _________годовых (далее – Договор).
В рамках кредитного договора дополнительно мне была предоставлена услуга страхования жизни и здоровья заемщика в (указать страховую компанию) на все время действия кредитного договора.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 958 Гражданского кодекса РФ потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В связи с этим считаю возможным отказаться от услуги страхования жизни и здоровья заемщика начиная с __________________201___г.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. ст. 421, 422, 927, 958 ГК РФ,
ТРЕБУЮ:
1. Расторгнуть договор страхования жизни и здоровья заемщика с _____________________(указать страховую компанию) по кредитному договору №____от «___»______________20___г. начиная с «___»_____________201___г.
2. Вернуть стоимость оплаченной, но не ока¬занной услуги страхования жизни и здоровья заемщика пропорционально не оказанной услуги начиная с ______ и до _____ окончания действия кредитного договора в размере руб. в течение 10 дней с момента получения настоящего заявления.
3. При нарушении десятидневного срока удовлетворения настоящего требования, дополнительно прошу уплатить за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов от суммы убытков в соответствии с п. З ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Ответ прошу направить в письменном виде по
адресу .
В случае неисполнения вышеназванного требования в добровольном порядке, оставляю за собой право обратиться в суд с предъявлением дополнительных требований о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, судебных расходов, а также взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (основание п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Ф.И.О. «___ »___________201__г.
Приложение (копии документов):

  1. Кредитный договор, .
  2. Договор страхования жизни и здоровья, .
  3. Заявление на страхование жизни и здоровья при наличии,
  4. Документы, подтверждающие оплату страховки,
  5. Документы, подтверждающие обращение заемщика в банк в части страхования жизни и здоровья при наличии,
  6. Документы, подтверждающие отказ банка в удовлетворении требований потребителя при наличии,
  7. Типовой образец договора (с сайта банка) в подтверждение того, что заключение кредитного договора невозможно без страхования жизни и здоровья заемщика.

Дополнительно могут быть представлены:

  • документы, подтверждающие убытки потребителя,
  • документы, подтверждающие физические и нравственные страдания заемщика (при наличии), в обоснование компенсации морального вреда.

Смотрите видео: Слайд-шоу: Стенд Роспотребнадзора на ВЭФ-2017 (none 2020).