Вопросы к Юристу

Можно лиделать исправления в описи на изъятие документов

Ни одна компания не застрахована от санкционированного изъятия документов. Главная опасность процедуры так называемой выемки заключается в ее внезапности. Однако знание закона и своевременно принятые меры, которые можно провести задолго до начала изъятия, позволят избежать нежелательных последствий для бизнеса и репутации компании.

Изъятие документов – мероприятие заурядное, если к нему как следует подготовиться. В обратном случае вы рискуете оказаться в эпицентре далеко не самых благоприятных событий, когда решения приходится принимать необдуманно, а действовать – на скорую руку. Но даже с внезапностью можно бороться. Для этого достаточно знать права и обязанности обеих сторон, а также законные способы того, как можно отсрочить или вовсе избежать неприятного момента изъятия документов.

Как показывает практика, документы могут стать легкой «добычей» не только сотрудников компании и ее контрагентов, но и некоторых органов, которые обладают правом санкционированной выемки документов. Закон есть закон. При осуществлении контрольной и оперативно-розыскной деятельности, в ходе административного и уголовного процессов представители государственных служб могут истребовать документы с их последующим изъятием.

Кто имеет право изымать документы? Во-первых, налоговые органы. Во-вторых, государственные службы, задействованные в оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, таким правом обладают органы, уполномоченные на проведение административного и уголовного процессов, а также Счетная палата при проведении контроля за исполнением бюджета и органы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением с целью получения сведений о получении, расходовании, учете, хранении драгоценных металлов и камней и др.

В силу обширности темы в рамках данной статьи мы рассмотрим, на каких основаниях и как регламентирован порядок изъятия в деятельности налоговых органов и служб, задействованных в оперативно-розыскной деятельности.

Изъятие документов налоговыми органами

Следует отметить, что порядок изъятия документов налоговыми органами определяется только Налоговым кодексом РФ. Это требование было введено с 1 января 2007 года, когда в силу вступили изменения к закону от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

В статье 94 НК РФ установлено, что изъятие документов, именуемое выемкой, не может быть произведено вне рамок выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 94 НК РФ). Выемка документов в порядке налогового контроля имеет место быть в том случае, если налогоплательщик в рамках выездной налоговой проверки не предоставил налоговому органу затребованные документы в течение 5 дней. При этом налоговый орган обязан предъявить соответствующее постановление о производстве выемки, подписанное руководителем или его заместителем.

Порядок проведения выемки документов:

1. Перед началом выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки. Он также должен разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.

2. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их. В случае отказа он производит выемку принудительно.

3. Если лицо, у которого производится выемка, отказывается вскрыть помещения или иные места, где предположительно хранятся подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно. При этом нужно избегать причинения повреждений (запоров, дверей и других предметов), не вызванных реальной необходимостью.

4. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов (ст. 99 НК РФ).

Кроме того, существует ряд специальных правил, регламентирующих проведение выемки:

1. В ночное время производство выемки документов и предметов исключено.

2. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. При необходимости для участия в производстве выемки приглашают специалиста.

3. Документы и объекты, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, изъятию не подлежат.

Отметим, что первичные бухгалтерские документы имеют специальный режим изъятия. В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы бухгалтерского учета могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.

Копии и подлинники: какие документы изымают налоговые органы

Если налоговые органы изымают подлинники, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом уполномоченного органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать сделанные копии одновременно с изъятием документов в течение пяти дней после изъятия налоговый орган передает их лицу, у которого были изъяты документы (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Если по прошествии пяти дней с момента изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого были изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением. Об этом в протоколе делается соответствующая запись с указанием номера почтового отправления.

Копии документов отправляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, которое указано в протоколе.

Несоблюдение должностными лицами государственной налоговой инспекции порядка выемки (изъятия) документов или оформления протокола может послужить поводом к обжалованию в суде. В судебной практике существуют случаи, когда суд принимал сторону налогоплательщиков.

Изъятие документов в ходе оперативно-розыскных мероприятий

Полный перечень органов, правомочных осуществлять изъятие документов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, установлен ст. 13 закона «Об оперативно-розыскной деятельности». На территории России право осуществлять такую деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

    Органов внутренних дел РФ,

Органов Федеральной службы безопасности,

Федеральных органов государственной охраны,

Таможенных органов РФ,

Службы внешней разведки РФ,

Федеральной службы исполнения наказаний,

Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномоченные органы имеют право:

1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

2. В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Действия сотрудников при осуществлении оперативно-розыскной деятельности регламентированы ведомственными нормативными актами, известными только узкому кругу лиц.

Указом Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», сведения об оперативно-розыскной деятельности (силы, средства, источники, методы, планы, результаты) отнесены к государственной тайне.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

  • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,
  • событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации,
  • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания,
  • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе собиратьданные, необходимые для принятия решений:

  1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
  3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
  4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Важно! Если возбуждено уголовное дело, любое мероприятие (включая изъятие документов) проводится по правилам Уголовно-процессуального кодекса. Однако органы, которые перечислены в ст. 13, имеют право осуществлять изъятие документов без возбуждения уголовного дела согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Практические рекомендации в ходе оперативно-розыскных мероприятий

2. Попросите сотрудников предъявить личные документы (удостоверения). Перепишите все указанные в них данные.

3. Потребуйте предъявить документ на изъятие с печатью, подписанный руководителем. Если такого документа нет, а сотрудники настаивают на выполнении своих действий, попросите их связаться с руководителем.

4. Если в предоставлении документа на изъятие вам отказано, позвоните 02 (они записывают все вызовы) и попросите помочь разобраться в ситуации.

Правовая регламентация изъятия документов организации. Часть 1

В то же время усматривается и принципиальное отличие выемки от обыска, которое заключается в том, что органу расследования при производстве выемки точно известно место нахождения предметов и документов, подлежащих изъятию, поэтому поиск при выполнении данного следственного действия не предполагается и не планируется.

Следовательно, выемка не может перейти в обыск. Обнаружив искомые предметы, сотрудники правоохранительных органов обязаны следственное действие завершить.

В случае когда сотрудники правоохранительных органов считают, что на территории организации находятся документы или предметы, имеющие значение для уголовного дела, они проводят обыск.

Опись документов: правила использования и оформления

Они описываются, а потом сшиваются и передаются на проверку в соответствующий государственный орган или сразу в архив.

Описывать и сдавать в архив свою документацию должны не только государственные организации, но также частные предприятия.

Для этого необходимо подписать договор между таким предприятием и Федеральной архивной службой. Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:

  1. регистрации ООО
  2. для регистрации ИП

Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени.

Уничтожение документов с истекшими сроками хранения (акт)

Одним актом здесь не обойтись, да и в одиночку избавиться от документов не получится. Не следует преуменьшать в данном случае роль экспертной комиссии.

К примеру, если при экспертизе будет выявлено, что в одном деле подшиты документы с истекшим сроком хранения одновременно с бумагами, имеющими постоянные или длительные сроки хранения, то такой комплект документов потребуется расшить и расформировать. Документы, не подлежащие уничтожению к определенной дате, оформляются в самостоятельные дела.

Или другой пример: если экспертиза документов постоянного хранения выявила наличие одновременно оригиналов, копий или их дубликатов (то есть повторяющуюся информацию), то дальнейшему хранению подлежат оригиналы, а остальные документы уничтожаются.

Всё это решает экспертная комиссия. В ее обязанности также входит определение возможности восстановления текста поврежденных документов.

Порядок внесения исправлений в первичные документы

Но ныне действующее Постановление № 1137 предусматривает совершенно другой способ внесения исправления – составление исправленного счета-фактуры: выставляется новый (исправленный) экземпляр, в строке 1а которого указываются порядковый номер и дата внесения изменений ( п.

7 Правил заполнения счета-фактуры (Приложение 1 к Постановлению 1137)). Решая вопрос о том, как же все-таки вносить исправления в документы, необходимо рассмотреть Письмо ФНС от 17 октября 2014 г. N ММВ-20-15/[email protected]

«О корректировке универсального передаточного документа»

В Приложении 7 к этому письму ФНС подробно раскрыла порядок внесения исправлений в связи с обнаружением ошибок в форме универсального передаточного документа (далее – УПД). ФНС отмечает, что конкретного способа внесения исправлений нормы Закона N 402-ФЗ не содержат.

Подготовка документов к их изъятию правоохранительными органами

Статья 166 «Протокол следственного действия» Уголовно-процессуального кодекса РФ 1. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного ­действия или непосредственно после его окончания.

2. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. 3. В протоколе указываются:

  1. место и дата производства следственного действия, время его начала ­и окончания с точностью до минуты,
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
  3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

6. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

7. Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими ­в следственном действии. 8. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия. 9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности.

В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Смотрите видео: Правка атланта, развод на деньги? Стоит ли делать? Как самому себе править атлант? 16+ (none 2019).