Вопросы к Юристу

Нововведения в миграционном законодательстве РФ в 2019 году

Миграционные процессы происходят непрерывно, поэтому законодательство в данной сфере не стоит на месте. Существующие нормативно-правовые акты, регулирующие миграционные процессы, постоянно дорабатываются, в них вносятся некоторые изменения. Развитие необходимо, чтобы законодательство в сфере миграции соответствовало времени и обстановке.

Основные направления миграционной политики РФ

Миграционное законодательство РФ определяется направлениями политики в указанной сфере. Существует несколько приоритетных задач, которые ставятся для реализации в ближайшем будущем и настоящем. Государственная миграционная политика РФ нацелена на:

  • развитие и заселение отдаленных и слабозаселенных регионов, например, Дальнего Востока,
  • контроль над незаконной миграцией и пресечение попыток нелегального пребывания в России,
  • обеспечение и определение разумных условий для въезда и пребывания в России и т. д.

Правительство РФ определяет план и сроки для внедрения и реализации различных программ в сфере миграции. Государственная миграционная политика РФ на сегодня определена до 2025 года и изложена в специальном документе.

Новое в миграционном законодательстве

Существует несколько нормативно-правовых актов, регулирующих сферу миграции. К ним относятся Федеральные законы, определяющие порядок въезда иностранных граждан и правовое положение таковых на территории России. Однако постоянно ведется работа над нормативно-правовой базой, определяющей порядок миграции.

Одним из возможных нововведений может стать Миграционный кодекс РФ. Его создание уже обсуждается и в скором будущем, возможно, станет реальностью. Возникновение такого документа обусловлено обширностью проблем и вопросов, возникающих в сфере миграции.

Среди уже принятых нововведений в сфере миграции выделяется увеличение штрафов за нарушение миграционного законодательства, ограничение срока действия медицинских полисов для иностранцев. Иностранцу, въезжающему на территорию РФ, необходимо получить миграционную карту, о чем говорит законодательный акт, определяющий порядок и правила ее оформления – Постановление правительства РФ о миграционной карте (от 16 августа 2004 г. N 413).

Получение загранпаспорта

Для граждан множества государств при въезде в Россию потребуется загранпаспорт. Закон о мигрантах (так многие ошибочно называют Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ, который регулирует правила и порядок въезда в РФ и выезда из РФ) претерпел изменения и в вопросах возможности граждан некоторых государств въезжать в Россию по гражданскому паспорту. Жители большинства стран СНГ обязаны иметь загранпаспорт, чтобы попасть в нашу страну, однако, остались и те, кому нет необходимости представлять заграничный паспорт для визита в РФ. С начала 2019 года существенно усложнилось пересечение границы между Россией и Украиной в обе стороны.

Прохождение экзамена для мигрантов

Экзамен по русскому языку сдают только те мигранты, которые претендуют на получение рабочего места или длительное пребывание в России. С 2017 года увеличился размер государственной пошлины за сдачу тестов, а пройти экзамен возможно исключительно в центрах, имеющих право на предоставление такой услуги. Миграционный режим предполагает обязательное прохождение экзамена тем, кто не смог подтвердить соответствующие знания документально: при помощи диплома об образовании, сертификата о сдаче подобного экзамена, других документов.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)

Полис медицинского страхования

Новый закон для иностранных граждан в сфере миграции подразумевает выдачу полиса медицинского страхования для таких лиц не на срок действия РВП, как раньше, а на срок до окончания года. Тем, кто получил его в 2017 году, необходимо явиться в страховую компанию и продлить действие полиса. Медицинский страховой полис для иностранцев является обязательным документом не только при въезде в РФ, но и при осуществлении трудовой деятельности на ее территории.

Усиление контроля над нелегалами

Нарушение миграционного законодательства РФ грозит возникновением проблем для целого ряда лиц:

  • самого нелегала,
  • принявшей стороны,
  • работодателя,
  • лица, предоставляющего жилье.

Именно поэтому основные положения законодательства РФ в сфере миграции нарушать не стоит. Постоянно пересматриваются размеры штрафных выплат. Среди наиболее вероятных видов штрафов встречаются:

  • за привлечение к трудовой деятельности лица, не имеющего патента. Для граждан он составляет 2-5 тыс. р., для юридических лиц – 250-800 тыс. р.,
  • аналогичный размер устанавливается за отсутствие у организации разрешения на прием иностранца,
  • за предоставление жилья или транспортного средства мигрантам размер штрафа составит от 2 до 5 тыс. р., для юридических лиц – 400-500 тыс. р.

В 2017 году произошло заметное увеличение размеров штрафных выплат за нарушение законодательства в сфере миграции как для самих незаконных мигрантов, так и для лиц, предоставляющих им жилье, работу и т. д.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Мск +7 (499) 938-51-06, СПб +7 (812) 425-68-47, РФ 8 (800) 350-83-26 (звонок бесплатен)

Планы правительства до 2025 года

Правительство РФ уделяет повышенное внимание решению миграционных вопросов. Об этом говорит утверждение Концепции государственной миграционной политики до 2025 года. В указанном документе определяются цели проведения миграционной политики в России и основные задачи ее реализации до 2025 года. Условно выполнение поставленных задач разделено на 3 этапа. Первый уже прошел, так как был намечен на 2012-2016 гг. Еще 2 этапа предполагают проведение основных мероприятий в сфере миграции, в том числе на период до 2020 г. планируется:

  • проведение мониторинга ранее провозглашенных программ в сфере миграции,
  • усиление использования информационных технологий в соответствующей сфере,
  • принятие программ, способствующих развитию и поддержанию развития в миграционной сфере.

Заключительный этап 2021-2025 гг. предполагает следующие виды деятельности:

  • анализ и оценка проведенных программ,
  • расстановка и оценка ориентиров на будущее.

По результатам реализации всех этапов Концепции, возможно, будут приняты новые законы для мигрантов или изменены существующие законодательные акты в сфере миграции.

Основные типы миграции

Для лучшего понимания процессов переселения следует знать, какие существуют виды миграции населения. Ряд критериев существует для разделения:

  • по характеру,
  • по времени,
  • по территориальному охвату,
  • по основанию решения о миграции и т. д.

Это говорит о многогранности процесса миграции и необходимости законодательного регулирования сферы в различных ее аспектах. Миграционное законодательство РФ постоянно совершенствуется. Необходимость учитывать все особенности и требования времени предполагает ужесточение наказания для нелегальных мигрантов и усиление контроля над ними. Без непрерывной работы над законодательной базой в сфере миграции невозможно осуществление миграционного контроля на территории большой страны.

Миграционная политика РФ


Под понятием «миграция» скрывается глубокий смысл. Она затрагивает любые процессы перемещения лиц как внутри России, так и с пересечением ее границ. Но миграционное законодательство РФ — это в первую очередь статьи, которые касаются координации потоков приезжих. Поскольку в России есть проблема с засильем мигрантов (в основном трудовых), которые прибывают из разных государств, провоцируя социальные конфликты, экономические сложности.

Государственная миграционная политика РФ прошла несколько этапов развития. Формирование законов началось еще в бытность Российской империи. Одним из важнейших этапов можно считать отмену крепостного права, при существовании которого мигрантов не было как таковых. Ведь оно ограничивало права людей. В советскую эпоху по закону граждане были свободными в перемещении, однако были определенные сложности с выездом за границу (в отличие от современной России), как и с прибытием мигрантов.

На сегодня миграционная политика регулируется целым пакетом законов РФ. Также она предопределяется международными договоренностями. Регулярно меняются требования к мигрантам, которые прибывают в Россию. Миграционную политику РФ в этом вопросе можно считать сложной и не до конца сформированной. Поскольку она постоянно адаптируется к меняющимся реалиям, перемещениям мигрантов.

Что нового в 2019 году

Сравнительно давно велись разговоры о том, что необходим отдельный Миграционный кодекс РФ. Необходимость в нем усматривали по той причине, что в законодательстве России существовало множество законов, которые так или иначе касаются прав мигрантов. Однако некоторые из нормативных актов противоречили друг другу.

В 2017-м эту тему вновь подняли в МВД. В министерстве пообещали сформировать Миграционный кодекс к концу года. А также в ведомстве заговорили о том, что на 2018-2020 годы будет создана новая концепция регулирования этой сферы в России. Это объяснили тем, что в мире происходят перемены, появляется нестабильность в разных государствах. Такие процессы, в свою очередь, стимулируют активность мигрантов.

Постановление Правительства РФ о миграционной карте № 413 было принято еще 16 августа 2004 г., а последние изменения, касающиеся формы миграционной карты, внесены в него Постановлением Правительства № 271 от 6 мая 2006 г. Ее (карту) должен заполнить каждый иностранец, пребывающий в страну. Мигрант получает на ней отметку о въезде. Когда он покидает пределы России, то отдает миграционную карту сотруднику пограничной службы. Получить миграционную карту может любой совершеннолетний мигрант, а на ребенка ее заполняет родитель, удостоверяя своей подписью.

О загранпаспорте

Федеральный закон о мигрантах N 111-ФЗ от 07.06.2018 года внес ряд изменений, касающихся порядка выезда из/и въезда в РФ и правового положения иностранных граждан в России. В подавляющем большинстве случаев для пересечения российской границы иностранец должен иметь на руках загранпаспорт. Такое требование появилось в связи с тем, что это позволяет по максимуму упростить и стандартизировать процесс въезда в Россию с соблюдением миграционного режима.

Исключение делают для гостей из Украины. Пока что такие мигранты могут посещать Россию, не имея загранпаспорта, но в определенном миграционном режиме. Послабление для них объясняется напряженной ситуацией внутри Украины.

Тестирование по русскому языку

Чтобы не столкнуться с проблемами во время пребывания в России, иностранец обязан соблюдать миграционный режим. Это выражается в первую очередь в том, что мигрант не должен нарушать сроков пребывания в стране. Как только у него закончится период, в течение которого он может находиться в России на законном основании, иностранец обязан выехать. Иначе рискует стать невъездным в РФ. А для того, чтобы продлить сроки, получить новые легальные основания на основе миграционных законов, в большинстве случаев приходится проходить тестирование по русскому языку.

По сути, это экзамен, который позволяет выяснить, сможет ли мигрант беспрепятственно интегрироваться в российское обществе и свободно общаться с носителями национального языка. Но и из этого правила делают исключения в отношении гостей России. А именно, тестирование не нужно проходить, если мигрант сможет доказать, что является носителем русского языка. Также такое требование не работает по отношению к недееспособным/несовершеннолетним приезжим. Еще исключение делают для пожилых мигрантов и высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается Россия.

Приобретение страховки

Здесь важно отметить, что медицинский страховой полис для иностранцев не один. Страховые компании в России предлагают разные пакеты услуг мигрантам. Подбирать их нужно в соответствии с ситуацией, учитывая:

  • сроки пребывания в России,
  • цель визита,
  • возраст и социальный статус мигранта,
  • требования законов РФ.

Если приехал в Россию с туристическим визитом, то нужно подбирать соответствующий полис. И совсем другой понадобится, когда мигрант прибывает с целью трудоустройства.

Ужесточение контроля

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции следует знать каждому приезжему хотя бы для того, чтобы не попасть под санкции. Поскольку с изменением требований ужесточается и наказание для мигрантов — нарушителей миграционного режима. Причем есть разные положения: и относительно игнорирования сроков пребывания в России, и касательно медицинской страховки, и ряда других.

За нарушение миграционного законодательства РФ грозят не только штрафы. Мигранта могут выдворить из России, а потом запретить въезжать (на определенный срок, максимум — 5 лет). Что касается финансовых санкций, то не всегда за нарушение российских законов расплачивается сам гость государства. Возможна ситуация, когда деньги взимают с его родственников или начальства, если он был приглашен близкими либо работодателем.

Если у мигранта нет медицинского полиса, либо договор подписан на сумму, которая меньше 100 тысяч рублей, то грозит штраф в размере 2-7 тысяч рублей. Что касается нарушения сроков пребывания в России, то сумма взыскания бывает разной. Если человек въезжает в страну, игнорируя правила въезда, остается дольше времени, которое ему выделено законом, он заплатит штраф в размере 2-5 тысяч. Однако за такие же нарушения, но в Санкт-Петербурге, Москве или области, наказание для мигранта будет больше: от 5 и до 7 тысяч рублей.

Концепция миграционной политики РФ до 2025 года

Миграционная политика России в ближайшие годы предопределена соответствующей Концепцией, утвержденной президентом РФ. А она учитывает многие факторы. Разрабатывая новые законы для мигрантов, власти России будут принимать во внимание и то, что из страны уезжает свое население, и масштабы прибытия иностранцев.

Основной вектор развития — это привлечение тех квалифицированных специалистов, которые смогут восполнить дефицит определенных категорий профессионалов на отечественном рынке труда. Поэтому одной из важнейших задач является работа над привлекательностью России в глазах таких кадров. Ведь она пока признана незначительно высокой, что важно учитывать при создании новых миграционных законов.

Какие изменения в миграционном законодательстве произошли в 2018 году

Миграционное законодательство не статично, в 2018 в нем произошло несколько изменений, которые связаны со следующими обстоятельствами:

  • принятым Конституционным судом РФ постановлением от 19.07.2017 № 22-П (далее — постановление № 22-П),
  • курсом законодателя на расширение норм об ответственности за нарушение миграционных правил (в связи с увеличением числа нарушений).

Про изменения, обусловленные постановлением № 22-П, расскажем подробно в следующем разделе статьи. В рамках ужесточения ответственности за нарушение миграционных норм был принят закон «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 366-ФЗ, которым внесены 2 поправки в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее – закон № 109-ФЗ), вступившие в силу 22.10.2018:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении,
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

С 23.11.2018 в силу вступил закон от 12.11.2018 №420-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ. Внесены поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», путем исключения из него из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях. Таким образом, законодатели продолжают борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.

Как изменило миграционные правила решение Конституционного суда

Конституционный суд принял постановление № 22-П, которым признал ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 закона № 109-ФЗ не соответствующими Конституции РФ.

В постановлении № 22-П КС обосновал свою позицию тем, что нормы действующего закона определяют место пребывания иностранца или лица без гражданства в связи как с жилым помещением, так и с иным, предоставленным приглашающей стороной для ведения деятельности.

Законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 163-ФЗ определено, что:

  • местом пребывания иностранного гражданина является место его фактического проживания либо организация, по адресу которой он подлежит постановке на учет,
  • принимающая сторона – это гражданин РФ, иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, организация, органы госвласти, представительства и консульства, предоставившие иностранцу место для фактического проживания или организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически,
  • по адресу санатория, гостиницы и т. п. организаций,
  • по адресу организации, в которой он осуществляет свою деятельность, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Новеллы в ответственности за нарушение миграционного законодательства - 2019

Немало важных изменений в сфере ответственности за нарушение миграционного законодательства будет и в 2019.

С 16.01.2019 в силу вступают 2 закона:

  • первым на приглашающую сторону возложена обязанность следить за соблюдением приглашенными лицами порядка пребывания в РФ и выезда из нее (закон «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ),
  • вторым установлена административная ответственность, накладываемая на приглашающую сторону при несоблюдении иностранцем цели въезда в РФ или сроков выезда из РФ (закон о внесении изменений от 19.07.2018 № 215-ФЗ).

Кроме того стоит обратить внимание на законопроект, появившийся еще в 2017. О нем мы рассказывали здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект). Проект до сих пор находится в разработке и не внесен в Госдуму.

Если он будет принят, то работодателям, уклоняющимся от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, которые по факту исполняют для них трудовые функции, будет грозить штраф в размере от 2 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 2 недель до 90 суток

Итак, пока с уверенностью можно сказать, что на основании постановления № 22-П внесены изменения в законодательство РФ. Кроме того ведется борьба с фиктивной регистрацией иностранцев. Фиктивной может быть признана регистрация не только в жилых, но в нежилых помещениях. Например, фиктивной регистрацией в нежилом помещении будет считаться регистрация иностранца в офисе организации, в которой такой иностранец не работает.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Миграционная политика России

Государственная миграционная политика РФ регулируется пакетом российских законов и соглашениями с другими странами. Требования к иностранцам постоянно изменяются. Политика в области миграции еще не до конца отрегулирована и совершенствуется в соответствии с реальной обстановкой в обществе.

С 2019 года внесены дополнения и изменения в действующее законодательство. В большей степени это связано с проведением в Российской Федерации мирового чемпионата по футболу и большим количеством туристов в связи с ним. Поправки необходимо знать всем мигрантам для избежания проблем.

Нововведения 2019 года

Законодательные акты, касающиеся мигрантов, имеют несистематизированный характер и в некоторых случаях даже противоречат друг другу. Уже давно возникла необходимость в составлении единого обобщенного свода документов, касающихся приезжих из других государств.

Миграционный кодекс РФ находится в стадии разработки и должен быть закончен к концу 2019 года, в его состав войдут две части – общая и особенная. В первой будут собраны основные понятия, а во второй – правила регистрации, их нюансы, перечень режимов и т.д.

Новый закон для мигрантов внес уточнения и в учет иностранцев. Он должен теперь вестись по фактическому месту пребывания приезжего. Таким местом выступает помещение, в котором иностранец регулярно проживает. В этом качестве может выступать квартира, дом, медицинское учреждение, гостиница или место работы.

Особенно это касается мигрантов, поставленных на учет по месту нахождения нанявшей его компании. За несоответствие заявленного адреса и фактического места пребывания иностранный гражданин будет обязан выплатить штраф. Получение повторного взыскания приведет к депортации.

Изменения касаются и въездного контроля. Постановление правительства РФ о порядке оформления миграционной карты начало действовать еще в 2004 году. Последним законом эти правила были ужесточены.

Получить миграционную карту можно непосредственно в транспорте, с помощью которого иностранный гражданин въезжает в Россию. Это может быть самолет, поезд, корабль или частный автотранспорт. Она заполняется до момента прохождения границы.

В 2019 году начали действовать новые бланки, которые можно распечатать на официальном сайте ГУВМ МВД или получить у работников транспорта.

В миграционной карте не допускаются ошибки и исправления. При ее истечении требуется оформить новую или продлить временное пребывание на территории страны.

Оформление патента

С 2019 года увеличивается плата за оформление рабочего патента. Каждый регион страны устанавливает свои суммы ежемесячных взносов за такой документ.

Переоформление патента является главным условие легальной работы иностранца в России. Самая высокая стоимость установлена в Ямало-Ненецком АО, наиболее низкая – в Кабардино-Балкарии, Республике Марий-Эл и Саха, Ивановской и Саратовской области, Чечне и Чукотском АО.

Страхование мигрантов

С началом 2019 года истек срок всех страховок мигрантов. Это условие не зависит от даты выдачи документа. Новый закон для иностранных граждан обязывает переоформить полисы всех приезжих. Это требование является главным условием легального нахождения иностранца на территории страны. Действие полиса длится до окончания пребывания мигранта в РФ.

Страховые услуги имеют несколько пакетов, которые различаются в зависимости следующих факторов:

  • период нахождения в стране,
  • цель посещения РФ,
  • возраст и статус мигранта.

В каждом конкретном случае подбирается свой вид страхового полиса.

Особые условия

Основные положения законодательства РФ в сфере миграции относятся ко всем иностранным гражданам, которые прибывают в Россию. Но в 2019 году были прописаны особые условия для приезжих из отдельных стран:

  • белорусам не требуется сдавать экзамен при получении вида на жительство или гражданства России,
  • мигрантам из Турции запрещено вести трудовую деятельность на территории РФ,
  • гражданам из Узбекистана в обязательном порядке необходимо оформить биометрический загранпаспорт, невыполнение данного требования грозит депортацией и большим штрафом,
  • лицам, имеющим паспорт Грузии, упростили процесс получения визы и отменили обязательное доказательство родства с приглашающей стороной.

Для граждан остальных стран действуют общие правила миграционного законодательства России.

Контроль над нелегалами

Новые правила касаются не только требований к мигрантам, но и к наказаниям при их невыполнении. Нарушение миграционного законодательства РФ грозит выплатой штрафов, а иногда и выдворением из страны.

Мигрант несет ответственности за следующие свои действия:

  • незаконный въезд в РФ,
  • несоблюдение правил пребывания в стране,
  • уклонение от миграционного учета,
  • несоответствие места проживания,
  • отсутствие медицинского полиса.

В зависимости от тяжести проступка назначаются штрафы в размере от 2000 до 5000 рублей. При неоднократных нарушениях применяется депортация и запрет на въезд в страну.

Одним из нововведений в контроле за мигрантами служит дактилоскопия. При въезде в страну у всех иностранных граждан снимаются отпечатки пальцев, которые заносятся в базу. Благодаря такой мере появилась возможность выявления мигрантов, которые въезжают в РФ по поддельным документам.

Планы правительства РФ до 2025 года

Президентом России была подписана Концепция миграционной политики до 2025 года. При ее разработке были учтены многие факторы. Основу в этой области должна составлять работа по созданию привлекательности России для квалифицированных специалистов.

Законодательство Российской Федерации в сфере миграции должно учитывать миграцию россиян и поток иностранных граждан в страну. На сегодняшний день Российская Федерация мало привлекательна для иностранных специалистов. Все изменения должны быть направлены на исправление этой ситуации.

Нововведения в миграционном законодательстве направлены на улучшение ситуации в стране относительно положения иностранных граждан. Мигрантам необходимо изучить все правила и соблюдать их. В противном случае они будут вынуждены платить штраф или покинуть РФ.

Смотрите видео: РВП в 2019г.: НОВЫЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ об изменениях в ст. 6 ФЗ-115 (none 2020).