Вопросы к Юристу

Разворот на перекрестке со светофором - ПДД

Ежегодно на дорогах увеличивается в разы количество автомобилей. Все больше и больше людей садится за руль железного коня. Но, к сожалению, количество понижает качество. За пять минут, стоя на перекрестке, можно отметить около десятка нарушений ПДД. А ведь любое несоблюдение может обернуться смертью человека. Именно поэтому каждый водитель обязан выполнять все пункты ПДД, а не равняться на других. В первую очередь, человек в ответе перед собой и своей совестью.

Многие начинающие водители не имеют в достаточной мере практических, а что еще хуже, иногда и теоретических знаний. Один из маневров, который требует особого внимания, разворот. В любом случае каждому водителю придется с ним столкнуться.

Где можно разворачиваться?

ПДД четко определяют места на дороге, где разрешено выполнять данный маневр. Несоблюдение этих пунктов правил грозит водителю транспортного средства штрафом.

При отсутствии на участке запрещающих знаков можно совершить маневр, учитывая правила разворота:

  • на перекрестке,
  • на участке дороги с прерывистой разделительной полосой,
  • в местах с обзорностью в обе стороны минимум сто метров.

Техника выполнения разворота

В связи с тем, что автомобиль с механической коробкой передач сложнее в обращении, рассмотрим именно этот вариант.

Порядок действий при выполнении разворота:

  1. Займите крайнюю левую полосу.
  2. Включите сигнал поворота.
  3. Остановитесь.
  4. Выжмите сцепление, включите первую передачу и не снимайте ногу с педали тормоза. Держите ее нажатой.
  5. Убедитесь, что транспортные средства с приоритетных направлений проехали.
  6. Отпускайте педаль тормоза и вращайте руль влево.
  7. После завершения разворота выровняйте автомобиль.
  8. Выключите поворотник. Наберите скорость, соответствующую транспортному потоку.

Как вы могли заметить, ничего сложного нет в выполнении маневра. Главное – не создавать аварийных ситуаций и не забывать о ПДД.

Правила разворота на перекрестке

У данного маневра есть строгая последовательность действий. При этом совершенно неважно, совершается разворот на перекрестке со светофором или без него.

Перед началом маневра необходимо занять крайнюю левую полосу. Именно с нее разрешается выполнять разворот. В случае, когда габариты транспортного средства не позволяют выполнить разворот из крайней левой полосы, разрешается нарушить это правило. Но вы обязательно должны убедиться, что все меры безопасности выполнены, и вы не мешаете другим участникам дорожного движения. Грубо говоря, если вы передвигаетесь на легковом автомобиле, то вам разрешено разворачиваться только с левой полосы. При этом вы обязаны выполнить некоторые условия:

  1. Не выезжать за пределы перекрестка.
  2. Вписаться в свою полосу. Нельзя въезжать на встречную полосу.
  3. Разворот не является уважительной причиной для пересечения двойной сплошной линии. Поэтому маневр выполняйте так, чтобы не наехать на разметку.

При выезде на середину перекрестка вы пропускаете все транспортные средства с других направлений, которые имеют перед вами преимущество. Только после этого вы заканчиваете свой маневр.

Здесь внимание следует обратить на место, куда вы въезжаете после разворота. Итак, если на проезжей части имеется разделительная полоса, то необходимо ехать по дальней траектории. В случае если ее нет, то путь вы выбираете сами. То есть можно двигаться как по дальней, так и по ближней траектории.

Разворот на перекрестке со светофором: порядок действий

Как осуществляется маневр на регулируемом пересечении дорог? Разрешен ли разворот на перекрестке со светофором? Таким вопросом задаются практически все обучаемые в автошколах. Ответ на него утвердительный. Причем именно на перекрестках и нужно совершать данный маневр. Выполняется разворот налево на перекрестке со светофором. Направо совершать данный маневр запрещается. Также есть некоторые нюансы, о которых следует знать перед тем, как выполнять разворот на перекрестке со светофором со стрелкой.

Итак, для того, чтобы совершить данный маневр, последовательность действий должна быть следующей:

  1. Занять левую полосу. Разворот выполняется исключительно из этого положения.
  2. Включить поворотник.
  3. После того, как загорится разрешающий сигнал светофора, нужно выехать на середину перекрестка. Если нет автомобилей со встречных направлений, то можно без остановки продолжить движение и закончить маневр. В ином случае вы должны будете их пропустить.
  4. Пропуская автомобили, будьте внимательны, ведь за вами также собрался транспортный поток, который пока не знает, будете вы поворачивать налево или разворачиваться.
  5. Уступив другим машинам, вы заканчиваете маневр. Даже если загорелся уже красный сигнал светофора, вас должны пропустить остальные участники движения, так как вы уже начали выполнять разворот. Об этом гласят ПДД, которые каждый должен исполнять. Но, как мы знаем, не все водители добросовестно следуют им. Поэтому не лишним будет следить за обстановкой на перекрестке и за светофором.
  6. После того, как выполните разворот, выключайте сигнал поворота. Выравнивайте автомобиль и двигайтесь по намеченному пути.

Разворот на Т-образном перекрестке

Маневр в данной ситуации выполнить проще. Т-образный перекресток облегчает его осуществление. Здесь самое главное – правильно рассчитать траекторию, учитывая габариты транспортного средства, так как Т-образный перекресток, как и любой другой, запрещает движение задним ходом.

Сложности возникают при развороте на габаритном автомобиле. Безопаснее будет подыскать более подходящее место. Так как помимо запрета на задний ход, на перекрестках запрещается разворот в несколько приемов. За такие действия вы станете обладателем штрафа.

Разворот с использованием прилегающей территории

В данной ситуации при выполнении маневра возможны два варианта. Первый – прилегающая территория находится справа, второй – слева. Оба варианта требуют выполнения четких действий и внимательности. Однако стоит отметить, что первый вариант осуществить намного проще, так как вам не придется выезжать на встречную полосу.

Алгоритм выполнения разворота с использованием прилегающей территории, располагающейся справа:

  1. Проезжаете немного вперед. Не пытайтесь плотно прижаться к бордюру.
  2. Останавливаетесь в метре от поворота на прилегающую территорию. Можно чуть меньше или больше, в зависимости от габаритов вашего автомобиля.
  3. Включите сигнал правого поворота.
  4. Сворачиваете, двигаясь задним ходом. Перед этим обязательно убедитесь, что вы не станете помехой для других участников движения. Особое внимание уделите пешеходам.
  5. Как только бампер вашего автомобиля скрылся в повороте на прилегающую территорию и не мешает транспортным средствам, двигающимся по главной дороге, можно останавливаться.
  6. Включаете сигнал правого поворота.
  7. Дождитесь просвета в транспортном потоке и выезжайте на проезжую часть.

Начинающие водители очень боятся выполнять разворот на прилегающую территорию, находящуюся слева, так как считают, что выезжать на встречную полосу нельзя. Это не совсем верно. Разворачиваться таким образом можно. Здесь самое главное – верно оценить ситуацию.

  1. Займите крайнюю левую полосу. Остановитесь.
  2. Включите сигнал поворота налево.
  3. Пропустите транспортный поток встречного направления.
  4. Въезжайте на прилегающую территорию передом. При этом старайтесь двигаться максимально близко к правой стороне.
  5. После того, как ваше транспортное средство полностью съехало с проезжей части и скрылось в повороте, вы должны убедиться в том, что позади вас нет машин. Не пытайтесь вылезти перед носом приближающегося автомобиля. Если путь свободен, то задним ходом аккуратно выезжаете на проезжую часть.
  6. Продолжайте двигаться прямо.

Как вы видите, маневр не сложный, но тем не менее требующий внимания и аккуратности.

Где разрешено разворачиваться?

Согласно правилам дорожного движения, разрешается делать разворот на трассе только в двух случаях:

  1. При осуществлении движения на перекрестке. При этом, водителю допускается совершать данный маневр только из средней полосы (то есть, он должен занимать крайнее левое положение на дороге). Не стоит делать это в том случае, на данной территории пересекаются две дороги с двумя полосами. В этом случае при любых обстоятельствах будут строго нарушены правила.
  2. Также можно совершить разворот и вне перекрестка, причем это можно сделать как из центрального, так и их крайнего правого положения. Однако в таком случае обязательно потребуется уступить дорогу встречному транспорту. В обязательном порядке стоит учитывать и ширину полосы.

Как правильно выполнить разворот?

Каждый опытный водитель знает, насколько важно уметь правильно делать разворот, в особенности на оживленных трассах. По статистике, большая часть аварий возникает, только из-за нарушений правил во время совершения этого маневра.

Его можно выполнить за три основных приема:

  1. Первое, что нужно сделать – это выбрать место для разворота. Как уже говорилось ранее, в этом случае, нужно обращать внимание на ширину трассы. Если водителю кажется, что места недостаточно, то следует занять положение в крайней правой полосе. Предварительно, стоит включить соответствующий поворотник. Этот световой сигнал сообщит другим участникам движения о своем намерении.
  2. Через несколько секунд можно максимально снизить скорость или вовсе остановиться.
  3. Далее, следует посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в том, что на дороге нет никаких помех, которые могли бы стать препятствием для того, чтобы продолжить движение, только в этом случае можно сделать разворот.

Если маневр совершен успешно, то можно выровнять колеса и продолжить свое движение в обратном направлении.

Как разворачиваться на Т-образном перекрестке?

Это самая сложная ситуация. С ней может справиться только опытный водитель. Для совершения маневра следует доехать до границы перекрестка и остановить транспортное средство. Если препятствий на дороге нет, то можно преодолеть линию пересечения проезжей части и сделать разворот.

Стоит заметить, что подобный шаг могут сделать водители практически любого автомобиля.

Разворот вне перекрестка

Иногда, водителю нужно сделать разворот как можно быстрее, и у него нет времени на то, чтобы доехать до ближайшего перекрестка. В этом случае, можно сделать разворот вне его.

При этом также стоит основываться на несколько правил:

  • Движение можно осуществлять абсолютно с любой части дороги, но, предпочтительнее всего выбирать левую крайнюю полосу,
  • Далее, следует сосредоточиться на встречном и попутном движении, нужно пропустить весь движущийся транспорт,
  • Если помех не обнаружено, то можно приступить к совершению данного маневра. Следует включить соответствующий сигнал поворота и заехать на необходимую полосу. Затем, останется выровнять колеса и продолжить свое движение.

Где нельзя разворачиваться?

Отдельно стоит поговорить и о тех участках территории, где строго запрещено делать разворот:

  • Ни в коем случае нельзя разворачивать транспортное средство на пешеходных переходах или вблизи них. То есть, на тех территориях, где существует определенная разметка или дорожный знак. Такой маневр может сильно помешать пешеходам, а это недопустимо,
  • Это же правила распространяется на любые территории, вблизи которых есть остановки для общественного транспорта,
  • Согласно правилам дорожного движения также нельзя совершать этот маневр на ограниченных участках. К таковым относятся тоннели или мосты,
  • Если на определенном участке дороге присутствует затруднительная видимость для того, чтобы полноценно оценить ситуацию на дороге, то также нужно выбрать наиболее комфортный участок,
  • Также это правило распространяется на всех железнодорожные пути.

Штрафы при неправильном развороте

Если же все-таки правило будет нарушено, то водителя ждет следующее наказание:

  • Если водитель совершил не грубое нарушение, например, выполнил разворот по неправильной траектории, то на него будет наложен штраф в размере 5 тысяч рублей. И 1,5 тысячи рублей, если он один раз пересек двойную сплошную полосу,
  • Если в результате этого маневра он выехал на встречную полосу, то он будет лишен прав на срок до 6 месяцев,
  • Если он повторит любое вышеуказанное нарушение, то он уже лишен прав на более длительный срок – на один год.

Разворот на проезжей части – это одна из самых сложных ситуаций, которые происходят на дороге. Именно из-за неё многие ученики не сдают практический экзамен, опытные водители зарабатывают штрафы, а также возникают ДТП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)

Где нельзя совершать разворот?

На некоторых участках дороги запрещено выполнять данный маневр. Их следует внимательно изучить и обязательно запомнить.

Категорически запрещено выполнять разворот:

  • в границах остановок,
  • на мостах и эстакадах, в тоннелях, путепроводах,
  • на пересечениях с железнодорожным полотном,
  • на пешеходных переходах.

Штрафы за нарушение ПДД при развороте

Наказания за данный маневр, выполненный не по правилам, не строги. В основном выписывается за неправильный разворот на перекрестке со светофором штраф. Лишают водительского удостоверения не всегда. Однако за неправильно выполненный маневр ваше право управлять транспортным средством могут на некоторое время отнять.

Штраф за выполнение разворота в неположенном месте опустошит ваш бумажник на 500 рублей. Наказание за маневр на автомагистрали или в разрыве разделительной полосы равняется 2500 рублей.

Запрещено при совершении разворота пересекать две сплошные разделительные полосы, которые отделяют встречные направления на четырех- и более полосной дороге. Штраф – 1000-1500 рублей. Грубым нарушением является езда по встречной полосе. Даже если это будет всего лишь один метр, по причине того, что водитель немного не рассчитал площадку, требуемую для выполнения маневра. Эта оплошность лишит вас 5000 рублей или права управлять автомобилем сроком до полугода.

Помимо перечисленных, сотрудники ГАИ могут выписывать и другие штрафы, если водитель нарушил иные пункты ПДД.

За грубые нарушения правил сумма наказания увеличивается. А если в результате вашего неправильного маневра нанесены травмы другим участникам дорожного движения, то это может обернуться вам тюремным сроком. Поэтому, прежде чем начинать разворот, убедитесь, что своими действиями вы ничего не нарушите.

Если сомневаетесь в своих силах, то лучше не совершать маневр, а проехать пару кварталов и путем поворотов вернуться на желаемый маршрут.

На Т-образном перекрестке внимательно изучите, где находится главная дорога. На таких пересечениях она часто меняет свое направление.

Что является разворотом согласно ПДД?

В ПДД РФ толкование термина «Разворот» отсутствует. Из п. 8.1 ПДД косвенно следует, что разворот считается одним из видов манёвра.

На практике разворотом принято называть действие, при котором ТС изменяет направление движения, поворачиваясь на 180 градусов. Во время выполнения манёвра водитель должен хорошо видеть, как движутся другие ТС вокруг, а также быть видимым для других автомобилистов – участников движения. Необходимо учитывать, что совершение манёвра требует довольно длительного времени, в течение которого не исключено существенное изменение ситуации на дороге. Помимо этого, выполняя разворот, автомобилисту нужно уступать дорогу практически всем ТС, что требует от него знания и соблюдения ПДД, а также принципов безопасности движения.

Разворачиваться водителю разрешено в любых местах, где это не запрещено ПДД, а также разметкой или дорожными знаками. Однако к выбору места для маневрирования следует относиться с особой внимательностью.

Разворот ТС выполняется как на пересечении автомобильных дорог, так и вне перекрёстков. На перекрёстке правила разворота регулирует п. 8.5 ПДД, обязывающий водителя, намеренного развернуться, заранее занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначающейся для движения в данном направлении, за исключением ситуаций, когда автомобилист совершает разворот на перекрёстке, где организовано круговое движение.

Учитывая данную норму, разворот на перекрёстке разрешено выполнять исключительно из крайнего левого положения, то есть от центра проезжей части. Это требование распространяется на все без исключения ТС вне зависимости от их габаритов и прочих причин.

Где разрешён разворот?

Место или зону, где разрешается совершать манёвр, определяют знаки:

  • 6.3.1 «Место для разворота»,
  • 6.3.2 «Зона для разворота».

Помимо этого, к знакам, свидетельствующим о возможности разворота, относят:

  • 4.1.3 «Движение налево»,
  • 4.1.5 «Движение прямо и налево»,
  • 4.1.6 «Движение направо и налево»,
  • 5.15.1 «Направление движения по полосам»,
  • 5.15.2 «Направление движения по полосе».

Возможность выполнить поворот налево свидетельствует о том, что автомобилист наделён правом развернуться, главное — двигаться при этом по крайней левой полосе.

Также нужно учитывать, что на ПДД распространяется принцип – всё, что не запрещено, то разрешено. Поэтому, автомобилист может разворачиваться в любом месте, на которое не распространяется запрет. Таким образом, чтобы правильно выполнить манёвр, необходимо знать, когда разворачиваться запрещено.

Знаки, запрещающие разворот

ПДД предусматривают множество ситуаций, при которых автомобилисту запрещено разворачивать машину. При этом, наличие знака 3.19 «Разворот запрещён» является всего лишь одной из них. Обычно этот знак размещают на пересечении дорог, где разворот может нести опасность для ТС, движущихся с других направлений, а также для людей, которые идут пешком. Вместе с тем, автомобилистам нужно помнить, что знак «Разворот запрещён» вовсе не препятствует движению в других направлениях, включая поворот налево.

Чтобы улучшить информированность автомобилиста, занятого подготовкой к манёвру, знак «Разворот запрещён» может быть установлен с обеих сторон дороги, а также над крайней левой полосой и даже на разделительной полосе.

Знак 3.19 разрешено устанавливать в комбинации с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта». Это сочетание означает, что запрет будет действовать в зоне, начинающейся через указанное расстояние. Благодаря предупреждению, автомобилист, намеревающийся выполнить разворот, может заблаговременно принять решение об изменении направления движения.

О запрете выполнения разворота водитель также может судить по наличию других знаков. К дорожным знакам, в зоне действия которых запрещено разворачиваться, относятся:

  • 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход»,
  • 1.31 «Тоннель»,
  • 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога»,
  • 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»,
  • 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»,
  • 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъём»,
  • 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»,
  • 5.17 «Место остановки трамвая»,
  • 4.1.1 «Движение прямо»,
  • 4.1.2 «Движение направо»,
  • 4.1.4 «Движение прямо и направо».

Помимо этого, о запрете разворачиваться свидетельствует разметка:

  • 1.2.1 «Сплошная линия»,
  • 1.3 «Двойная сплошная».

Регулируемый перекрёсток

Разворот на регулируемом перекрёстке выполняют по тем же правилам, что и поворот налево на данном участке. Если водителю требуется развернуться, он заблаговременно, соблюдая ПДД, должен перестроиться, заняв крайнюю левую полосу, включив левый «поворотник».

После того, как разрешающий сигнал зажжётся на светофоре, необходимо выехать ближе к середине перекрёстка. При этом, колеса ТС необходимо держать в положении «прямо». Кроме того, дальше середины перекрёстка выезжать не следует.

Вполне вероятно, что за машиной выстроится очередь других ТС, водители которых намереваются повернуть налево и не в курсе, что находящийся впереди автомобиль будет совершать разворот. Поэтому, не исключено, что кто-либо из водителей попытается срезать путь. Учитывая этот риск, автомобилист, выполняющий разворот на перекрёстке со светофором, обязан обращать внимание на то, что происходит позади него, также слева.

Как и при повороте налево, разворачивающийся автомобилист должен пропускать встречные ТС, которые движутся «прямо». В случае если встречные ТС отсутствуют, автомобилист может разворачиваться, как только выедет на пересечение проезжих частей.

После того, как все встречные машины будут пропущены, автомобилисту требуется убедиться в том, что его маневрирование ни для кого не создаёт помех, а затем осуществить разворот. Если в этот момент на светофоре вдруг зажжётся запрещающий сигнал, автомобилист должен спокойно завершить разворот, так как ТС, въезжающие на перекрёсток на разрешающий сигнал с других направлений, должны дождаться завершения манёвра.

Нерегулируемый перекрёсток

Прежде чем развернуть ТС на нерегулируемом перекрёстке, требуется определить, по какой дороге – главной или второстепенной едет автомобилист, и у какого автомобиля имеется приоритет в движении. В ситуации, характеризующейся высокой интенсивностью движения и нахождением водителя, планирующего разворот, на второстепенной дороге, от совершения манёвра рекомендуется отказаться.

Перед тем, как начать разворачиваться, автомобилисту нужно занять крайнюю левую полосу и включить левый «поворотник». Уменьшая скорость, следует подъехать к середине перекрёстка. Если дорога будет свободной, можно начать разворот. Если к перекрёстку приближаются встречные ТС, требуется остановиться и пропустить машины, движущиеся по главной дороге.

После того, как автомобилист убедится в том, что его манёвр не для кого не создаёт помех, можно выполнять разворот. При этом, нужно внимательно контролировать пространство позади ТС, так как другой автомобилист, осуществляющий поворот влево, может предпринять попытку срезать угол под прикрытием впереди едущей машины, не подозревая, что она будет разворачиваться.

Т-образный перекрёсток

Т-образным называют перекрёсток, представляющий собой участок, на котором к одной дороге примыкает другая, образуя при этом букву «Т». Прежде чем развернуться на таком перекрёстке, автомобилисту предстоит убедиться в отсутствии на участке разметки или знаков, запрещающих манёвр или вводящих дополнительные ограничения.

Если светофор отсутствует, манёвр осуществляют в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрёстков. В наиболее удобном положении находятся автомобилисты, которые движутся по главной дороге. Водителям, подъезжающим к пересечению дорог со стороны бокового проезда, который обычно является второстепенной дорогой, при наличии интенсивного движения рекомендуется отказаться от намерения выполнять разворот на Т-образном перекрёстке и выбрать для маневрирования другое место.

С разделительной полосой

Водитель может развернуться на пересечении дорог, из которых одна или обе имеют разделительную полосу. Разделение может иметь ширину от нескольких сантиметров (разметка или бордюр) до нескольких метров, когда в качестве разделителя выступают аллея, газон и прочие конструкции.

Техника разворота стандартна: автомобилисту нужно занять крайний левый ряд своего направления, включить левый «поворотник», заехать на перекрёсток и, удостоверившись в безопасности маневрирования, развернуть ТС и выехать на дорогу в обратном направлении. Разворачиваясь, автомобилист обязан уступать дорогу ТС, имеющим приоритет, а также контролировать ситуацию сзади и слева от машины, так как существует риск, что другие водители могут «подрезать». Не стоит забывать, что водители ТС, находящиеся позади, видящие включённый «поворотник», не в курсе, что едущий впереди автомобилист будет совершать разворот, а не левый поворот, поэтому могут предпринять попытку под прикрытием срезать путь для поворота.

Автомобилисты, выполняющие манёвр, часто задают вопрос о том, по большому или малому радиусу следует разворачивать машину. ПДД не устанавливают конкретных требований к траектории движения ТС при осуществлении разворота. Однако, если воспринимать манёвр как два последовательно выполненных разворота налево, рекомендуется выбрать большой радиус.

С трамвайными путями

Если на пересечении дорог сигнал светофора одновременно разрешает движение безрельсовому транспорту и трамваю, то последний независимо от направления движения обладает преимуществом. Исключением являются лишь ситуации его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, включённой одновременно с красным или жёлтым сигналом.

Разворачиваясь на перекрёстке с трамвайными путями, автомобилистам нужно учитывать, что в ситуации, когда машина движется попутно с трамваем, водитель имеет возможность увидеть, на какой сигнал светофора трамвай начал двигаться — на основной или на стрелку, что позволяет легко расставлять приоритеты и определять, кто именно может первым проехать перекрёсток.

Что касается нерегулируемых перекрёстков, трамвай уступает дорогу безрельсовому ТС лишь при условии, когда находится на второстепенной дороге, и по ходу его движения имеется знак 2.4 «Уступите дорогу». В любых других ситуациях трамвай должен начать движение первым.

Одностороннее движение

Водители зачастую опасаются разворотов на пересечении дорог с односторонним движением, так как опасаются при маневрировании совершить выезд на «встречку». Вместе с тем, эти опасения напрасны, так как правильно выполнить разворот на перекрёстке с односторонним движением не должен приводить к ошибкам. Пока ТС находится на участке пересечения проезжих частей и автомобилист не заехал на пешеходный переход или за знак «кирпич», ни о каком выезде на полосу встречного движения, нарушающем ПДД, речи идти не может.

Что касается траектории поворота, водитель определяет её, основываясь на показателях безопасности. Если, проезжая часть не отличается большой шириной, разворачиваться нужно по малому радиусу. Однако, при наличии довольно широкой дороги или существовании риска выехать на встречную полосу, следует выбирать большой радиус.

Дополнительная секция светофора

Светофоры могут иметь дополнительные секции (зелёные стрелки), которые расположены на уровне зелёного круглого сигнала. Требуется помнить, что стрелки могут указывать только на возможное направление движения, тогда как определение очерёдности проезда осуществляется на основании основного сигнала светофора.

Правом первым совершить манёвр будет обладать водитель, для которого зелёными будут и основной, и дополнительный сигнал светофора.

Использование для разворота прилегающей территории

Если проезжая часть является слишком узкой, для того чтобы развернуть ТС автомобилист может использовать прилегающую территорию, расположенную справа или слева. Если движение на дороге будет интенсивным, проще и легче выполнить манёвр, воспользовавшись прилегающей территорией с левой стороны, так как автомобилисту придётся следить за движением и уступать дорогу машинам только одной полосы. В ситуации, когда будет задействована территория справа, при выезде придётся уступить дорогу ТС, осуществляющим движение в обоих направлениях.

Заезжать на прилегающую территорию следует прямым ходом, так как при выезде на главную дорогу это позволит автомобилисту беспрепятственно оценить ситуацию как слева, так и справа.

Штраф за нарушение правил разворота на перекрёстке

За нарушения, допущенные при развороте, в 2019 году на автомобилиста могут быть наложены следующие штрафные санкции:

  • 500 руб. – если автомобилист перед началом движения не подал сигнал «поворотником»,
  • 500 руб. – если автомобилист перед разворотом занял неверное положение и полосу,
  • 500 руб. – если автомобилист развернулся в запрещённом месте, в частности на пешеходном переходе,
  • 500 руб. — движение задним ходом на перекрёстке,
  • 1000 — 1500 руб. – разворот на перекрёстке, где нанесена разметка или установлен запрещающий знак,
  • 5000 руб. или лишение прав на 4 — 6 месяцев за движение по «встречке».

Правила выполнения маневра

Прежде чем рассмотреть порядок разворота на регулируемом светофоре, необходимо разобраться с расшифровкой данного термина. Разворот — это изменение на 180 градусов направления движения транспортного средства.

У начинающих автолюбителей с выполнением маневра могут возникнуть некоторые сложности.

Они обусловлены рядом моментов:

  • действие занимает немало времени, в течение которого может измениться дорожная обстановка,
  • водитель задействует большой участок дороги и может переоценить ее ширину, тогда не получится развернуться без использования заднего хода,
  • следует уступить дорогу всем приоритетным ТС.

Совершить разворот на проезжей части для опытного водителя, знакомого с Правилами дорожного движения, не составляет особого труда. Главное, четко знать и представлять особенности маневра.

Согласно законодательству, разворот на дороге можно совершать в следующих местах:

  • на перекрестке,
  • там, где нанесена прерывистая разделительная линия,
  • на участке с хорошей видимостью (не менее 100 метров).

Конечно, при отсутствии знака 3.19 — «Разворот запрещен». Его устанавливают перед перекрестками, на которых выполнение маневра может создать опасную ситуацию для остальных участников движения. Для усиления информирования табличку могут установить не только справа, но и слева.

Дальнейший порядок действий:

  1. Занять левую полосу. Маневр можно выполнять только с нее. Правило вправе нарушить только транспортные средства с большими габаритами, не позволяющими этого сделать. Но следует соблюсти все меры безопасности, не создавая помехи другим автомобилистам.
  2. Включить левый поворотный сигнал.
  3. После того, как загорится зеленый свет, выехать перекресток. Убедившись, что все участники движения закончили начатые действия.
  4. Пропустить все машины, движущиеся навстречу и поворачивающие направо. Даже при езде по главной дороге. Если их нет, совершить разворот, не останавливаясь.
  5. Если в это время загорится красный свет, остальные ТС должны дать завершить маневр автомобилю, начавшему его. Это написано в Правилах. Но так как есть недобросовестные водители, стоит все же внимательнее следить за обстановкой.
  6. По завершении действия следует выровнять автомобиль и выключить поворотник.

Поэтому во избежание аварийной ситуации необходимо следить за транспортными потоками не только впереди, но и позади себя.

Траектория движения на перекрестке при развороте в Правилах не оговаривается. Важно, чтобы автомобиль не попал на встречную полосу.

Есть два типа выполнения маневра: по малому и большому радиусу. Первый осуществляется на широкой дороге, второй — на узкой (не запрещен и на широкой), так как дает дополнительное место для выравнивания машины.

Здесь для разворота можно применить два способа:

  • когда она не доходит до края проезжей части — действие следует выполнять по траектории А, не пересекая перекресток,
  • в обратном случае разрешено ехать только по траектории Б, во избежание попадания на встречную полосу.

При выполнении разворота на пересечении дорог, оснащенном светофором со стрелкой, существуют некоторые нюансы. Если она горит вместе с разрешающим сигналом светофора, движение будет обычным.

Если горит красный (или желтый) свет и зеленая стрелка влево, водитель сначала должен будет пропустить автомобили, едущие в других направлениях, и только затем произвести желаемый маневр.

Что считается нарушением

Поворачивая по малой траектории, водитель должен просчитать, не заедет ли он на сплошную разделительную полосу, пешеходную зебру или бордюр, расположенные на проезжих частях. Все это является нарушением ПДД.

Если автомобиль начал движение, но встретил на пути вышеперечисленные препятствия, то управляющему им гражданину следует помнить: на перекрестке запрещено сдавать назад и совершать разворот в несколько приемов.

Водителю, который видит, что из-за пробки он не сможет развернуться (а это легко можно понять по таймеру, установленному на светофоре), не следует выезжать на перекресток.

Ответственность

Как и при других нарушениях Правил дорожного движения, при неправильном развороте на перекрестке водителя может ожидать административный штраф или конфискация водительского удостоверения.

Все зависит от вида деяния:

  1. Поворот совершен не с крайней левой полосы дороги
  2. Не включен поворотный сигнал
  3. Разворот осуществлен с применением заднего хода
  1. Не были пропущены приоритетные транспортные средства
  2. Выезд на перекресток при заторе
  1. Разворот при установленном знаке «Разворот запрещен»
  2. При совершении маневра был произведен наезд на разметку

Если выезд на встречную полосу при развороте будет совершен повторно, предусмотрено лишение прав на один год. Если нарушение зафиксируют камеры или технические средства, производящие фотосъемку, снова будет наложен административный штраф (5 000 рублей)

Можно ли оспорить штраф

Не всегда водители бывают согласны с наказанием, назначенным сотрудником Госавтоинспекции или квалификацией правонарушения. В таком случае не стоит сидеть сложа руки, следует попытаться доказать свою правоту.

Например, водитель не вписался в границы перекрестка при развороте и наехал на разделительную линию. За это полагается штраф от одной до полутора тысяч рублей.

Кстати, если во время разворота на перекрестке со светофором автолюбитель понимает, что придется нарушить правила, можно сделать нарушение минимальным. Не выезжать на встречную полосу, а сдать задним ходом и проехать по большому радиусу.

Тогда взыскание будет не пять тысяч, а всего пятьсот рублей. Но необходимо проследить за безопасностью маневра.

Жалобу можно подать лично или по почте в несколько инстанций:

  1. Сотруднику, выписавшему протокол. Он должен будет передать его своему непосредственному начальнику.
  2. Вышестоящему руководителю в Госавтоинспекцию. Дело будет рассмотрено в течение 10-ти дней.
  3. В районный суд. Здесь вопросы решаются два месяца. Но зато больше вероятность, что государственный орган примет сторону гражданина.

В жалобе следует указать все обстоятельства произошедшего и причины, по которым водитель не согласен с сотрудником ГИБДД. Кроме того, нужно представить доказательства своей невиновности. И чем их будет больше, тем лучше.

Например, можно приложить показания свидетелей, фотографии и видеоматериалы, документы по делу. Без доказательств на положительный исход можно не надеяться. Окончательное решение будет вынесено по итогам расследования.

Собираясь развернуться на перекрестке, водитель должен быть как можно внимательнее и осторожнее. Следует просчитать все: вид перекрестка, наличие на нем разделительной полосы, ширину дорожного полотна. Если у водителя все же возникли сомнения в возможности проведения безопасного маневра, лучше поискать для него другое место.

Смотрите видео: Занятие 5: Разворот на перекрестке. (none 2019).