Вопросы к Юристу

Земли населенных пунктов для садоводства и огородничества можно ли строить дом

Антон, добрый день! Согласно ст. 7 Земельного кодекса

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. согласно классификатору ВРИ ЗУ, утвержденному

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540

вид разрешенного использования ЗУ «ведение садоводства (код 13.2) предполагает

Осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля,
размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры,
размещение хозяйственных строений и сооружений

т.е. капитальный дом строить нельзя а вот что касается прописки в садовом доме, который в соот. с классификатором там можно разместить, то по этому вопросу Конституционный суд высказывался уже о возможности регистрации в таком помещении, но лучше конечно изменить вид РИ ЗУ если нужны ВРИ предполагается действующими ПЗЗ

Есть вопрос к юристу?

Виды разрешенного использования: Для ведения садоводства можно ли строить капитальный дом с последующей пропиской? земля в собственности.

Да, возможно, но если не изменять вид разрешенного использования на ИЖС, например, то будет возможность оформить объект недвижимости как жилую постройку, соответственно с возможностью регистрации в ней, но это при условии, что данное строение будет пригодно для постоянного проживания в нем круглый год. В ином случае Вы сможете оформить строение как нежилое — дачный домик без разрешений на строительство, но соответственно и без права регистрации в нем:

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства,

Если хотите оформить строение именно как жилой дом, то придется изменять вид разрешенного использования и брать разрешение на строительство, так как без разрешения жилой дом нельзя строить.

Антон, видимо не дочитали до конца ответ, повторю еще раз

то по этому вопросу Конституционный суд высказывался уже о возможности регистрации в таком помещении,

регистрация она же т.н. «прописка»

Вы можете построить дачный дом, зарегистрировать право собственности на него в упрощенном порядке, так как на его строительство не требуется получать разрешение, а затем перевести его в жилой, признать жилым в установленном порядке через местную администрацию.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 01.07.2017)
«О государственной регистрации недвижимости»

Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства

10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Условия перевода, то есть признания его жилым конечно непростые и это отдельная весьма сложная задача. Ее решение возможно в судебном порядке.

Вот примеры положительного решения суда по признанию садового дома жилым.

После перевода дома в жилой и внесения изменений в правоустанавливающие документы, Вы сможете регистрироваться в нем по месту жительства и осуществлять владение и распоряжением им как жилым домом.

Зарегистрироваться можно будет по месту жительства.

Внимательно прочтите выводы конституционного суда ниже.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2011 г. N 13-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
АБЗАЦА ВТОРОГО СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН» В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНИНА А.В. ВОРОБЬЕВА

2. Согласно Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свободе выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации коррелирует право каждого, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, на свободу выбора местожительства в пределах этого государства, которое провозглашено Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и признается Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), являющимися в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Свобода выбора места пребывания и жительства, будучи существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 года N 9-П) и одновременно — неотъемлемой составляющей нормативного механизма реализации основных прав и свобод личности, с необходимостью предполагает участие государства в отношениях, опосредующих их осуществление. От Российской Федерации как правового государства это требует соответствующих позитивных обязательств, вытекающих из ее обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность (статья 1, часть 1, статья 2 Конституции Российской Федерации).

3. Вводя в правовое регулирование в качестве публично-правового механизма фиксации свободно избранного человеком места жительства институт регистрационного учета и закрепляя обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что именно с местом жительства связывается, как правило, реализация гражданами Российской Федерации принадлежащих им прав и свобод как в публично-правовой, так и в частноправовой сферах, равно как и исполнение ими своих конституционных обязанностей перед обществом и государством, в том числе вытекающих из статей 57 и 59 Конституции Российской Федерации, а также возлагаемых на них законом либо договором обязанностей и обязательств перед другими гражданами, что согласуется с предписанием статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

При этом федеральный законодатель учитывал взаимосвязь и взаимообусловленность свободы выбора места пребывания и жительства и другого права, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения, — права на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), в свою очередь предполагающего для гражданина Российской Федерации свободу в выборе жилого помещения для постоянного или преимущественного проживания, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и обладание правом пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).

Вместе с тем место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия «место пребывания» и «место жительства» определены в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания).

Отсутствие регистрации по фактическому месту жительства хотя и не является непреодолимым препятствием для реализации гражданином принадлежащих ему прав, но — применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам — может, с одной стороны, создать такие неудобства в процессе правопользования, требующие дополнительных усилий, которые повлекут ограничения этих прав, несоразмерные конституционно значимым целям, а с другой стороны — привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и в конечном счете воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика Российской Федерации как социального государства (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации).

4. Федеральный законодатель, реализуя на основании статьи 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия по регулированию и защите прав и свобод, обязан находить разумный баланс между частными и общими (публичными) интересами, непропорциональное, выходящее за рамки статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод, по существу, означает их умаление (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации) и не может допускаться ради достижения цели одной только рациональной организации деятельности органов публичной власти (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года N 2-П и от 18 февраля 2000 года N 3-П).

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 года N 18-П, конституционный принцип правового государства, из которого вытекают конкретные требования, рекомендации и запреты в отношении определенных действий органов государства, не позволяет федеральному законодателю устанавливать правовое регулирование таким образом, чтобы возможный запрет на регистрацию по месту фактического проживания приводил к чрезмерному ограничению права граждан на выбор места жительства и понуждал их к нарушению закона. Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, полагающий, что никакие публичные интересы не могут служить оправданием такой системы регистрации, при которой официальная регистрация по постоянному месту жительства не соответствует фактическому месту проживания (Постановление от 20 июня 2006 года по делу «Бабилонова (Babylonova) против Словакии»).

Между тем запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации — информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства.

Такой запрет, вытекающий из абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», существенным образом затрагивает конституционный статус личности: фактически подталкивая граждан — собственников указанных жилых строений к нарушению закона, а следовательно, к нарушению статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающей соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, и не позволяя тем самым Российской Федерации как правовому государству, основанному на уважении к закону, должным образом выполнять свою обязанность охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), он затрудняет гражданам реализацию права на жилище и права частной собственности (статья 35, часть 2, статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), что влечет несоразмерное ограничение права на свободный выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), не согласующееся с конституционно одобряемыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

5. Принимая Постановление от 14 апреля 2008 года N 7-П, которым нормативное положение абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было признано не соответствующим статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в части, ограничивающей право на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов, Конституционный Суд Российской Федерации определил и особенности его исполнения, указав, в частности, на необходимость внесения изменений в названный Федеральный закон. Это требование Конституционного Суда Российской Федерации до сих пор не исполнено. Тем не менее в силу статьи 6 и части второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П является общеобязательным и действует непосредственно.

Будучи связанным предметом обращения по делу, Конституционный Суд Российской Федерации обеспечил возможность регистрации по месту жительства гражданам — собственникам жилых строений, возведенных на садовых земельных участках, отнесенных к землям населенных пунктов, подчеркнув при этом, что Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, не обусловливает возможность регистрации по месту жительства целевым назначением земельного участка, на котором возведено жилое строение.

Принцип деления земель по целевому назначению на категории — один из основных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Порядок предоставления гражданам и их объединениям земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из земель сельскохозяйственного назначения, каковыми Земельный кодекс Российской Федерации признает земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77), устанавливается данным Кодексом и Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. При этом согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации пользование земельным участком, отнесенным на основании закона и в установленном им порядке к землям сельскохозяйственного назначения, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением (пункт 2 статьи 260).

Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено, и, соответственно, не затрагивает гражданско-правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Следовательно, регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков.

6. Таким образом, нормативное положение абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в части, исключающей возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3).

Этим не ставится под сомнение прерогатива федерального законодателя — исходя из того, что целевое назначение земельного участка, как публичный компонент его правового режима, может оказывать существенное влияние на правовой режим расположенных на нем объектов недвижимости, — при внесении в правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, уточнить в рамках своей дискреции критерии реализации собственниками земельных участков права возводить на них здания и сооружения, осуществлять их перестройку, разрешать строительство другим лицам (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации) с учетом различного целевого назначения дачных и садовых земельных участков, не нарушая при этом конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону.

Вместе с тем собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.
2. Дело гражданина Воробьева Анатолия Владимировича подлежит пересмотру в установленном порядке.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Постановление должно быть опубликовано также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Конституционный Суд
Российской Федерации

Земли для садоводства: можно ли строить дом

С каждым годом растёт спрос на загородную недвижимость. Это связано с тем, что всё большее число горожан стремится покинуть мегаполисы и жить на своей земле.


Одним из препятствий на пути к мечте, помимо дороговизны участков, находящихся недалеко от города, становятся сложности юридического характера. При попытках разобраться в хитросплетениях прописки и жизни в домах, построенных на участках в СНТ, у застройщиков возникает множество вопросов.


А именно:

  • Как классифицируются земельные участки,
  • Как гражданину прописаться на даче,
  • Можно ли изменить категорию земель и вид разрешённого использования (СНТ в ИЖС),
  • Каким техническим требованиям должен отвечать загородный дом для возможности прописки.

Классификация земельных участков Как показывает практика, основная путаница возникает с понятиями «категория земли» и «вид разрешённого использования».

Переделка дачи под пмж: практикум от forumhouse

В случае, когда земельный участок приобретен в коттеджном поселке, имеющем такую форму организации, как дачное некоммерческое объединение (ДНО), возведение строений и сооружений различного назначения производиться в соответствии с общим проектом организации и застройки территории ДНО. Дачное строительство на сельскохозяйственной земле мало отличается от ИЖС.

Однако возведение на участке ЛПХ жилого дома возможно не всегда. Решение этого вопроса зависти от местной муниципальной администрации.

Земельные вопросы

Чтобы использовать земельный участок по назначению, не характерному для данной территориальной зоны (например, для строительства продуктового магазина в зоне жилой застройки), нужно получить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка. Эта процедура включает этап прохождения публичных слушаний.
Земли населенных пунктов (земли поселений) К землям поселений относятся земельные участки в границах городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, изредка — анклавные территории. Основанием для перевода земель населенных пунктов в другую категорию служит изменение границ населенных пунктов.
Поскольку ПЗЗ принимаются местными властями для каждого населенного пункта отдельно, нельзя однозначно сказать, что строительство жилого дома возможно только в зоне жилой застройки.

Можно ли строить на земле садоводства?

От собственно садоводств они отличаются разным объемом прав на застройку земельных участков согласно их целевому использованию – от отсутствия ограничений на дачных участках вплоть до запрета строительства жилых зданий на землях для ведения огородничества. Земли для дачного строительства Согласно федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им в целях отдыха – с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания.
Если земельный участок находиться в черте населенного пункта, то при необходимости можно в любой момент добиться регистрации проживания в нем – правда, в силу некоторых особенностей законодательства свое право регистрации необходимо будет доказывать через суд.

Разрешение на строительство дома на садовом или дачном участке, снт или ижс

Все остальные ВРИ имеют индивидуальную специфику и целый ряд ограничений (подробно можно почитать о них в градостроительном кодексе РФ), поэтому не рекомендую рассматривать их для строительства индивидуального дома. Сколько идет строительство загородного дома? Как построить загородный дом: 15 полезных статей В России строить можно только на землях населенных пунктов с разрешенными видами использования «для индивидуального жилищного строительства», «малоэтажная жилая застройка», «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», «блокированная жилая застройка» и землях сельскохозяйственного назначения.

На землях сельхозназначения допускается строительство недвижимости, используемой для сельскохозяйственного производства.

Земли населенных пунктов для садоводства и огородничества можно ли строить дом

И в садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ), и в садоводческих кооперативах (СПК) и партнерствах (СНП) для ведения садоводства могут осуществлять не только хозяйственные, но и жилые постройки. Согласно закону прописаться (зарегистрировать проживание) в таких строениях нельзя. Однако в последнее время, благодаря позиции Конституционного суда РФ это возможно сделать через обращение в суд. Дом в садоводстве может признаваться постоянным местом для жительства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы при возведении домов Строительство дома в садовом товариществе, другом объединении или на дачах должно отвечать определенным требованиям. Во-первых, придется учитывать правила, принятые в данном садовом (дачном) объединении. Во-вторых, нужно соблюдать все нормы и требования пожарной безопасности.

Огородничество

Разбираться в категориях и видах разрешенного использования земель необходимо для решения вопроса о строительстве дома, оформления права собственности на него и регистрации места проживания. На некоторых землях частное строительство запрещено вовсе или возможно лишь с ограничениями.

Незнание законов, пренебрежение к ним приводит к административным штрафам, а порой, и судебным искам с требованием сноса самовольной постройки. Категории земель по целевому назначению Согласно Земельному кодексу РФ (ЗК РФ) , использование земель должно происходить в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Для каждого населенного пункта территориальные зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). В состав ПЗЗ входит карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. Виды разрешенного использования (ВРИ) – наиболее конкретизированные указания по использованию земельных участков («свиноводство», «пчеловодство», «малоэтажная жилая застройка», «коммунальное обслуживание», «рынки», «тяжелая промышленность»). В градостроительном регламенте ВРИ делятся на основные, вспомогательные и условно-разрешенные, для одного земельного участка может быть установлено несколько видов разрешенного использования.
Содержание

  • 1 На каких землях допускается строительство
  • 2 Что и где можно сооружать
  • 3 Что разрешается строить в садоводствах (СНТ, СНП, СПК)
  • 4 Нормы при возведении домов
  • 5 Нужно ли получать разрешения
  • 6 Чем грозит неисполнение предписанных норм

Обустроиться в собственном загородном доме сегодня мечтают многие. Однако для достижения такой мечты придется немало потрудиться.

Нужно подготовить различную документацию, закупить материалы, найти строителей, выбрать место. Возводить постройки можно далеко не в любом понравившемся месте.

О том, на каких землях можно строить дом в текущем 2018 году (даже без разрешения!), подробно расскажем ниже. На каких землях допускается строительство Все земельные ресурсы в пределах страны имеют разное назначение и особое законодательное регулирование.

Определение

Садовым считается участок, определенный для организации огородов и фруктовых садов. На нем допускается строительство жилых и вспомогательных сооружений. В жилье можно круглогодично проживать при отсутствии постоянной регистрации.

На участках, предназначенных для огородничества, запрещено разводить сады и строить капитальные сооружения. Участки данных типов могут выделяться в частную собственности и аренду.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Участки используются гражданами для устройства садов и огородов или для отдыха. Предельная величина земельного участка, предназначенного для садоводства — 15 соток, под огород — 50 соток.

Садоводство и огородничество не являются видами предпринимательства. Продукция данных участков потребляется владельцем и членами его семьи.

Индивидуальное садоводство

По закону РФ граждане вправе организовать садоводство в персональном режиме. Он предусмотрен статьей 12 ФЗ №271 от 2017 года. Для этого им предоставляются участки, имеющиеся в управлении СНТ, СПК и СНП.

Если гражданину предоставлен участок в пределах некоммерческих структур, они имеют право подключиться к коммуникациям общего пользования при условии выплаты определенных взносов. Их величина закреплена в договоре, составленном между гражданином и управляющим органом. Размер взносов не может быть выше лимита, определенного для участников данных объединений.

Законом также регулируются максимальные площади земельных участков, предназначенных под садоводство и перечень разрешенных к строительству объектов.

Нормативы по выделению земельных участков определены статьёй 33 ЗК РФ.

Ограничения

Закон лимитирует размеры строений на участках под садоводство и огородничество. Главные условия их застройки определяются СНиП 30-02-97. Процент застройки этих участков не может превышать 25% от общей величины участка. Главным требованием по использованию участков для садоводства и огородничества считается хотя бы частичная деятельность по целевому использованию.

Что можно построить на землях для садоводства?

Далеко не на всех участках, выделенных гражданам для осуществления садоводства либо огородничества, разрешено возводить жилые дома.

Основная цель строительства такого помещения – последующее проживание в нём. Однако получить разрешение на прописку в частном доме порой проблематично.

Участки, предназначенные для занятия садоводством, чаще всего относятся к сельскохозяйственной категории земель, но могут входить в состав земель поселений. От данной информации зависит, можно ли будет на этой территории возвести жилую постройку.

На такой территории, согласно классификатору видов разрешённого использования участков, разрешено возводить постройки хозяйственного назначения:

  • сараи,
  • бани,
  • теплицы,
  • гараж,
  • садовый домик для отдыха (не предназначенный для постоянного проживания),
  • прочие сооружения хозяйственного назначения, используемые для выращивания сельхозкультур.

Формально закон не запрещает строительство на землях, выделенных для осуществления садоводства, однако далеко не каждое здание возводить разрешено.

Можно ли построить дом на земле для садоводства?

Вы решили переехать из шумного города в спокойный населённый пункт? У вас в собственности имеется земельный участок, предназначенный для ведения садоводства?

На основании 40 статьи ЗК РФ и 263 статьи ГК РФ, владелец территории обладает законным правом на застройку принадлежащей ему земли по собственному усмотрению.

Чтобы однозначно ответить, можно ли строить на землях для садоводства жилые дома, необходимо определить категорию участка.

Так, если данный объект находится на территории, предназначенной для осуществления сельскохозяйственных целей, строительство частного дома для постоянного проживания и последующей прописки запрещено. Выходом в этой ситуации будет смена назначения земли.

Владелец территории может построить садовый домик, снабдив его со временем коммуникациями, необходимыми для признания помещения жилым (отоплением, водопроводом, электричеством и т. д.).

Официально перевести строение из статуса нежилого в жилое можно путём обращения в местную администрацию.

Если же частный дом возводится на земле в границах населённого пункта с видом разрешённого использования «под садоводство», формально законодательство не нарушается.

Как изменить категорию или целевое назначение земли?

Подобными вопросами занимается исключительно местная администрация. В отделение по месту нахождения участка владелец должен обратиться с перечисленными ниже документами:

  • паспортом,
  • заявлением, содержащим просьбу об изменении целевого назначения территории,
  • правоустанавливающими бумагами на землю,
  • выпиской из ЕГРН, содержащей характеристику участка,
  • проектом планировки территории,
  • схемой расположения объекта (для точного определения его нахождения),
  • доверенностью, заверенной у нотариуса (при необходимости).

Перечень рекомендуется уточнять у сотрудника администрации, так как он может отличаться в зависимости от ситуации. После принятия заявки гражданину на руки выдаётся соответствующая расписка, содержащая дату обращения лица и список предоставленных им бумаг.

Сроки рассмотрения данного вопроса не превышают одного месяца, так как при получении разрешения на жилищное строительство не требуется проведения публичных слушаний.

Сложность изменения категории участка заключается в том, что земли, выделенные для садоводства, обладают более высокой плодородностью почвы, чего не скажешь о территории, входящей в состав земель населённых пунктов.

Чтобы администрация разрешила перевод участка из одной категории в другую, заинтересованное лицо должно доказать, что качество почвы существенно изменилось в худшую сторону, или найти иное основание для обращения в муниципалитет.

По окончании процесса изучения дела глава администрации выносит соответствующее решение:

  • об удовлетворении требований заявителя,
  • об отказе в изменении категории или целевого назначения земли.

Отрицательное заключение администрации возможно обжаловать в вышестоящей инстанции. В случае принятия положительного решения по делу изменения в базу данных ЕГРН будут внесены автоматически по истечению 15 дней.

Чем жилой дом отличается от садового?

Частные дома в первую очередь предназначены для постоянного проживания в них людей. В таком помещении гражданин вправе прописаться, если он является его владельцем или получил согласие собственника.

Садовые домики используются для сезонного отдыха и большую часть времени не предназначены для проживания, так как не имеют большинства коммуникаций (например, отопления, водопровода и т. п.).

Небольшие садовые домики используются для хранения в них сельскохозяйственного инвентаря.

Граждане, владеющие такой недвижимостью, чаще всего проживают в таких строениях только несколько дней или в весенне-летний период, когда необходимо заниматься садом и огородом.

Жить в частном жилом доме можно постоянно в любой сезон. Такое строение снабжено всеми необходимыми коммуникациями и подходит для комфортного времяпрепровождения.

Хотя садовый дом не относится к жилым, это возможно исправить. С этой целью хозяин недвижимости обращается с соответствующим заявлением в местную администрацию.

Однако для перевода жилья из одного статуса в другой объект должен отвечать 2 важным критериям.

  • Во-первых, соответствовать требованиям, которые предъявляются к жилым постройкам (иметь коммуникации и отвечать нормам безопасности).
  • Во-вторых, находиться в собственности заявителя и не иметь обременений (к примеру, в связи с кредитным договором или арендой).

Можно ли использовать под огородничество?

Статья 7 Земельного кодекса РФ даёт перечень установленных категорий земель, где земли населённых пунктов и земли сельскохозяйственного назначения относятся к разным категориям. Однако и та, и другая категории допускают использование земель для садово-огороднических целей.

Этот факт закреплён в законодательстве следующими актами:

  • Градостроительный кодекс.
  • ФЗ № 136-ФЗ от 25.10.01 г. – Земельный кодекс (ЗК) РФ.
  • ФЗ № 101-ФЗ от 24.07.02 г. – об обороте земель сельхоз назначения.
  • ФЗ № 66-ФЗ от 15.04.98 г. и № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. — о дачных НКО.
  • ФЗ № 7-ФЗ от 12.01.96 г. – об НКО.

Здесь указан различный регламент строительства капитальных домов, а также – различия в развитии инфраструктуры и проведении инженерных коммуникаций. Все разрешённые действия указаны в документе, утверждённом Приказом Минэкономразвития № 709 от 30.09.2015 г. (Классификатор ВРИ). Согласно Классификатору, массивы разных категорий имеют различное целевое назначение.

В данном случае различия следующие:

  1. Земли поселений допускают использование гражданами: для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), для личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
  2. Земли сельхоз назначения: для ЛПХ, для некоммерческих объединений (НКО) садоводов, для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ).

Отличия ЗУ сельхоз назначения и индивидуальных хозяйств

Из категории земель поселений можно выделить подходящие для ведения садоводства и огородничества ЗУ – наделы под ЛПХ, где можно вести индивидуальное хозяйство. Земли сельхоз назначения допускают, что могут использоваться под рассматриваемые цели массивы, предназначенные: под ЛПХ, НКО и КФХ.

Главное различие между ними – место расположения массива:

  • в границах поселения, с зонированием для ЛПХ,
  • за её чертой, где начинаются земли сельскохозяйственного назначения (п.1 ст. 77 ЗК РФ).

Из этого различия вытекают следующие отличительные особенности, основанные на нормах законодательства, которые регулируют земельные отношения и устанавливают регламент использования наделов:

  1. Земли поселений предусматривают развитие инфраструктуры, проведение инженерных коммуникаций, автотрасс. Образование юридического лица не предусмотрено.
  2. Земли сельхоз назначения находятся в экологически чистых зонах, где не предусмотрены линейные объекты, инженерные коммуникации и развитая инфраструктура. Предусматривается обязательное образование юридического лица.
  3. Кадастровая стоимость земель поселений выше, чем сельскохозяйственных наделов, соответственно – земельный налог более высокий.

То есть, включение в городскую черту даёт преимущества в виде приближенности к инфраструктуре города, более удобный подъезд к участку и удобство в проведении инженерных коммуникаций, но такие ЗУ остаются представлены сами себе, в отличие от дачных посёлков.

Отличия садового хозяйства от ИЖС

Основное различие заключается в том, что садово-огороднические хозяйства предусмотрены для сезонного функционирования.

Из этого проистекают их специфические отличия:

  1. На них может не быть постоянно действующих инженерных коммуникаций, то есть газ, свет и тепло могут подаваться только в сезон освоения земель, до наступления заморозков – так же, как и в дачных посёлках.
  2. Здесь может в принципе не предусматриваться почтового адреса, что сделает официальную регистрацию по месту проживания невозможной.
  3. Строительство дома не ориентируется на градостроительный план, поэтому допускает возведение уникального строения.
  4. Строительство дома не обязательно, но обязательна обработка надела, посадка садово-огороднических культур.

Характерные особенности земель под ИЖС отличаются нижеследующим:

  • Обязательное проведение инженерных коммуникаций, действующих постоянно. Активное развитие инфраструктуры.
  • Наличие прописки и почтового адреса, разрешение на проживание с семьёй постоянно.
  • Строительство следует чёткому плану, соответствующему зоне застройки. Возведение жилого дома в соответствии с установленным градостроительным регламентом обязательно.
  • Освоение придомовой территории садово-огородническими культурами не требуется.

Виды разрешённого использования

Классификатор под шифром 2.2 даёт исчерпывающий перечень действий, которые допускаются на землях поселений с видом разрешенного использования для ЛПХ (больше деталей об использовании земель населенных пунктов под ЛПХ можно узнать тут).

В этот перечень входят нижеследующие виды разрешений:

  • Строительство жилого дома одним собственником или совладельцами, не предусматривающего раздела на квартиры.
  • Производство сельскохозяйственной продукции.
  • Строительство гаража и других вспомогательных помещений и сооружений.
  • Содержание сельскохозяйственных животных.

Такие участки можно использовать под огород, посадку картофеля и бахчи, согласно Классификатору (п. 2.2), то есть – для производства любой сельскохозяйственной продукции. Кроме случаев, когда администрация руководствуется муниципальными и локальными актами, предусматривающими нормирование освоения таких земель.

Подробнее об эксплуатировании ЗНП для сельскохозяйственного использования и производства можно узнать тут.

Организация СНТ

На землях поселений СНТ не предусмотрены.

Для того чтобы их организовать, нужно:

  1. сместить границы поселения,
  2. вынести за них массив,
  3. перевести его в земли сельхоз назначения,
  4. начать организацию СНТ.

Для этого нужно написать коллективное заявление от имени всех лиц, проживающих в этой зоне, подать его в администрацию населённого пункта.

Строительство домов и гаражей

Здесь можно строить дома, пригодные для постоянного проживания. Их высота не должна превышать трех надземных этажей. Кроме этого здесь допустимо возводить гаражи и любые надворные постройки в целях развития своего подсобного хозяйства.

Больше нюансов об использовании ЗНП для дачного, ИЖС и других видов строительства можно узнать здесь.

Другие допустимые действия

В числе разрешённых действий могут быть: разведение и содержание птицы и мясных пород скота, если данный регламент не отменяется муниципальными и локальными актами. В этом случае здесь можно разместить:

В зависимости от общей площади участка, можно сделать загон для скота или птицы. Если потребуется сооружение под склад сельхозпродукции или под её первичную переработку, нужно оформить дополнительный вид ВРИ с запросом на такое действие.

Что нельзя делать?

Здесь недопустимы действия, которые могут повлечь нарушение экологии или порчу верхнего плодородного слоя почвы в результате халатных или недобросовестных действий, например:

  • при использовании ядохимикатов,
  • затоплении земель,
  • нарушении противопожарных норм.

В силу аналогичных требований недопустимо использовать участок под промышленные цели, свалки, скотомогильники и иные несанкционированные действия. Недопустимо вырубать лесонасаждения, прилегающие к участку. А также незаконно присваивать и использовать не принадлежащие владельцу участка территории.

Под садоводство могут использоваться ЗУ категории земель поселений. На них нельзя организовывать дачные НКО. Постоянное нахождение в течение всего календарного периода зависит от развития инфраструктуры и наличия инженерных коммуникаций. Здесь разрешены практически все работы, относящиеся к развитию подсобного хозяйства граждан.

Не входящие в целевое разрешение действия или работы, нарушающие нормы эксплуатации земель, запрещены.

Смотрите видео: Землю купили, а дом построить нельзя (none 2020).